Алексей Букин: Нефть физическая и бумажная. Об эталонах, бенчмарках и биржах. Часть 4
Рыночный нефтяной комплекс. Что это такое и как он появился.
Он именно так и называется – комплекс, потому что это поистине гигантский, глобальный, многообразный рынок, где торгуется множество сортов нефти разного качества («мокрые баррели»), об этом говорили ранее, и одновременно множество финансовых производных (деривативы, «бумажные баррели»), и это две неразрывные части рыночного нефтяного комплекса. Многие убеждены, что цены нефти — это цены нефтяных фьючерсов, и на основе именно этих цен формируются цены на физическую нефть. Это заблуждение. Но к объяснению тоже придется пробираться окольным путем.
Конечно, мы не всегда знали рынок таким, каким он является сегодня. В том виде, как мы его видим сейчас, он возник сравнительно недавно. Это молодой рынок, если говорить именно о рыночном нефтяном комплексе в целом: первые «бумажные баррели» в виде фьючерсов появились только в начале 1980-х годов.
А до того был только рынок физической нефти, поначалу, в конце 19 – начале 20 века, довольно диковатый, не знаю уж, как в Европе, а в США точно.
И вот в 1909 году в штате Огайо объявился 25-летний журналист, который затеялся издавать свой собственный ежемесячный журнал под названием National Petroleum News – тема нефти уже была очень популярная, появились нефтяные бароны, рассказывали разные истории, в том числе о сказочных богатствах и всяких темных делишках. Но именно история про журнал имеет для нашей темы совершенно принципиальное значение, потому на ней нужно остановиться поподробнее.
Журналиста того звали Уоррен Платт (Warren Cumming Platt), 6 декабря 1883 года рождения, в городке Делавер, штат Огайо. Школу он бросил, но сумел устроиться репортером по всяким местным делам – кого полиция побила, что там со спортивными мероприятиями, работал в нескольких кливлендских газетах. А в 1904 году он стал главным специальным корреспондентом газеты Кливленд Ньюз по вопросам энергетики и делам кливлендской же компании Standard Oil Trust Company. И будучи до глубины души потрясенным, с какими делами ему пришлось сталкиваться, освещая бои Джона Рокфеллера по захвату независимых нефтедобытчиков, Платт решил, что надо бы как-то, представьте себе, упорядочить информационное поле, чтобы сделать его более прозрачным, чего не было и в помине. Платт забрал 2,5 тысячи долларов с личного страхового счета, собрал еще немного денег у знакомых и в 1909 г. создал тот самый журнал National Petroleum News, первое из многих последующих его энергетических изданий.
Вообще Платт был на стороне, обращаю внимание, независимых нефтедобытчиков, и очень хотел именно им помочь ориентироваться на рынке, где творилось разное под тяжестью «больших». Платт стал собирать и систематизировать информацию о ценах, сделках на рынке, рыночных новостях. Чем, кстати, поспособствовал и тому, что уже двумя годами позднее Верховный суд США принял решение о разделе компании Рокфеллера.
Много чего было дальше, но для нашей темы главное, что в 1923 году Платт запустил новое издание под названием Platts Oilgram – двухстраничный бюллетень для подписчиков, исключительно про цены и сделки на рынке нефти, и зарегистрировал под это дело специальную компанию в Тулса, штат Оклахома — W.C. Platt Co. Тулса тогда называлась «нефтяной столицей мира». Бассейн Пермиан, кстати, не только в Техасе, он распространяется и на Оклахому. И бюллетень уже расходился по разным городам страны.
А в 1928 году бюллетень приобрел глобальное значение: три мировых нефтяных гиганта — Standard Oil of New Jersey, Royal Dutch Shell и Anglo-Persian Oil договорились использовать в сделках формулу цены “Gulf-Plus” на основе цены нефти в районе американского побережья Мексиканского залива, публикуемой именно в Platts Oilgram Price Service. (Плюс – это фрахт.) И вот именно эта цена, публикуемая в бюллетене, и стала первым в мире ценовым ориентиром («бенчмарком») для нефтяных сделок. С этого все и началось.
Что важно понимать: Платт никому ничего не навязывал, его продукт оказался востребованным самими нефтяными компаниями, причем гигантами, которые фактически и превратили ценовой ориентир Платта в ценовой инструмент. Что продолжается и по сей день, с разными вариациями, к чему вернемся. Второе, Платт сам никакую цену не формировал и не придумывал. Он систематизировал цены спотовых сделок в виде ценового индекса на основе строгой методологии. И к этому вернемся.
В 1960 году Платт создал Channel Port Index – ценовой индекс основных нефтепродуктов в портах пролива. В 1966 году этот индекс был заменен на индекс цен в Роттердаме. И пошло-поехало.
Платт является пионером, а его издание и одним из очень немногих бесспорных мировых (кроме отдельных мест) авторитетов по разработке ОЦЕНОЧНЫХ ЦЕНОВЫХ МЕТОДОЛОГИЙ. Что исключительно важно, потому что нефтяные цены, да и вообще цены на сырьевые товары – это не цены на помидоры или картофель даже разных сортов и видов, как может показаться некоторым, все намного сложнее, на эту тему написано много книг, пишут и спорят до сих пор.
Второе похожее агентство появилось значительно позже, в 1970 году в Европе. Его основал профессиональный военный, работавший затем в энергетической сфере Jan Nasmyth, и называлось оно первоначально Europ-Oil Prices Ltd. Ян тоже пришел к выводу, что нефтяные рынки и цены не очень хорошо понимаются, и запустил собственный бюллетень — Europ-Oil Prices для клиентов, работавших в хабе Амстердам-Роттердам-Антверпен. А в 1976 году это издание стало называться Argus Media.
Platts сегодня – это подразделение агентства S&P Global (S&P Global Platts полное название), в нем (только в Platts) работают более 1000 сотрудников в 15 офисах по всему миру, его клиентами являются более 10 тысяч частных и государственных организаций в 150 странах. В Аргусе работает более 800 человек, только примерно половина – это корреспонденты.
Дальше постепенно перейдем от исторических баек непосредственно к рыночному нефтяному комплексу и к ценовым делам, самой сложной части.
На фото Уоррен Платт (1883 — 1963)