$30 за баррель — точка невозврата для компаний США
Падение цен на нефть в 2015 г. поставило новые вопросы о повышении эффективности добычи сланцевой нефти. Долгое время все привыкли считать, что Баккеновская формация и Пермский бассейн позволяют коммерческую добычу даже при очень низких ценах.
Но все эти ожидания, судя по всему, не оправдались. Согласно последним исследованиям менее 2% нефтяных скважин в Пермском бассейне являются коммерчески выгодными при ценах в $30 за баррель.
И это может оказаться серьезным ударом для многих сторонников сланцевой революции в США, которые считают, что даже при нынешних низких ценах сланцевые компании работают с прибылью.
Что еще хуже, такие крупные компании, как, например, Pioneer и EOG, сообщили в своих отчетах за III квартал о масштабных запасах и о том, что США смогут обойти Саудовскую Аравию в качестве «недорогого производителя» нефти.
Не очень ясно, зачем об этом говорят, вселяя надежду, так как верят в это обычные граждане, которые и страдают от несбыточных надежд, теряя свои рабочие места и чувствуя снижение располагаемого дохода.
Пермский бассейн является одним из старейших районов добычи в США. Сейчас он находится на весьма зрелом этапе своего развития, а найти свободное место для бурения не очень просто. Spraberry, Wolfcamp и Bone Springs также говорят о том, что смогут увеличить свои резервы, хотя делают это более аккуратно, чем Pioneer и EOG.
Но это никак не связано с появлением новых реальных месторождений. Просто это проекты вторичного восстановления, которые включают в себя горизонтальное бурение, гидроразрыв пласта и т. д. Грубо говоря, это просто повышение эффективности отдачи существующих месторождений.
И в настоящее время ни одна из этих формаций даже отдаленно не выгодна с коммерческой точки зрения. В среднем компаниям необходимы цены в $50-75 за баррель добываемой нефти, а сейчас у добывающих компаний посредники покупают нефть даже меньше чем за $30.
Это, конечно, частный случай, но избыток на внутреннем рынке привел к тому, что продать нефть по рыночной цене небольшим компаниям крайне сложно.
Pioneer утверждает, что сможет добыть еще около 10 млрд баррелей на существующих месторождениях, Spraberry-Wolfcamp, EOG говорят о дополнительных объемах в 2,35 млрд баррелей.
Но это, кажется, имеет мало общего с реальностью. В настоящее время доказанные запасы нефти и конденсата в США составляют 39,9 млрд баррелей по состоянию на ноябрь 2015 г.
Таким образом, эти две компании говорят, что располагают более чем 25% всех запасов США в трех месторождения Пермского бассейна. Согласно данным все того же доклада EIA запасы в Пермском бассейна составляют всего 722 млн баррелей.
Удивительно, но свою линию Pioneer гнет уже очень давно. Генеральный директор Скот Шеффилд в течение нескольких лет говорил журналистам и инвесторам, что Spraberry-Wolfcamp может стать крупнейшим месторождением нефти и газа в мире. И вообще неясно, на чем основаны эти утверждения.
Аналитики по не очень ясным причинам не оспаривают утверждение Шеффилда, но кто в здравом уме может предполагать, что месторождение в США, о котором крупные специалисты вообще не упоминают, сможет стать вторым Гаваром? И возникает вопрос, что именно анализируют эти аналитики?
С таким подходом Pioneer может привлечь инвесторов, но создать для них стоимость вряд ли получится, а вот расплата будет жесткой.
EOG действует более честно. Еще в мае 2014 г. компания сообщила, что прогнозы и планы по Пермскому бассейну вообще могут не соответствовать реальности.