Югра: Высокая стоимость топлива объясняется отсутствием НПЗ
Стоимость ГСМ в городах Югры выше, чем на Урале или на юге Сибири. Разница в цене за литр составляет 1-2 рубля. Даже в разных городах округа цена порой существенно разнится. При этом в регионе ежегодно добывается около 255 млн. тонн. нефти.
В Западной Сибири самая низкая цена на бензин АИ – 80 зафиксирована в Сургуте – 20 рублей за литр. Для сравнения, в Екатеринбурге – 19,10. Самая высокая цена за литр «восьмидесятого» (23 рубля) в окружном центре – Ханты-Мансийске. С другой стороны, дизельное топливо в Ханты-Мансийске дешевле, чем где бы то ни было в округе: 19 рублей. Дороже всего – 22 рубля – в Югорске. В Екатеринбурге и Омске – 17,40 и 18,10 соответственно.
Бензин марки «премиум» (АИ – 95) дороже всего также в столице Югры. Его цена доходит до 26 рублей. В округе дешевле всего его можно купить в Когалыме – 23,60. В Екатеринбурге и Омске он еще на рубль дешевле: 21-22 рубля за литр. В Югре дешевле всего – 22,90 – в Когалыме, дороже – в Ханты-Мансийске – 24,75.
Причина, по которой «на большой земле» ГСМ дешевле, заключается в том, что высокооктановые бензины из нефти перегоняются на заводах Поволжья, Урала и Южной Сибири. Туда из скважин нефть перегоняется по трубам, так как железной дорогой транспортировка получается еще дороже.
Внутри региона работают два предприятия – ЗСК (Сургут) и «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» (Когалым). Они производят низкооктановый бензин или топливо для газовых двигателей. Кроме того, оборот предприятий в регионе несопоставим с оборотом нефтехимических гигантов. У «соседей» – «ГазНефтеХолдинг» (Новый Уренгой) и Антипинский НПЗ (Тюмень) – примерно те же проблемы.
В России всего около 24 заводов, которые производят бензин. За последние 20 лет был построен только один новый НПЗ. Поэтому нефтяники для изготовления бензина обращаются к признанным лидерам отрасли, крупные компании заключают договоры непосредственно с заводами, пишет uralpolit.ru.
«В стране переизбыток перерабатывающих мощностей, но это все – неглубокая переработка. По сути, это производство низкооктанового бензина. Сложной переработкой нефти занимаются считанные заводы. Все они находятся в центральных регионах страны. За Уралом глубокой переработкой нефти занимаются в Омске», – заявила эксперт Райффайзенбанка Анна Юдина.
Реализуется горючее через сеть бензоколонок, причем в центральной части страны затраты на транспортировку топлива минимальны. Потребители находятся «под боком». Многомиллионная Центральная Россия – гораздо больший рынок для «бензиновых королей», чем ХМАО-Югра и ЯНАО с их полуторамиллионным населением. По всей стране работают основные автозаправочные сети – «ЛУКОЙЛ», «Роснефть» («Сибнефть»), ТНК-ВР, «Газпромнефть». В регионах существуют мелкие сети бензоколонок, но до 90 % рынка находятся в руках 3-4 крупных компаний.
Чтобы продать бензин в Югре, нужно его туда доставить, а это дополнительные затраты. Расстояние между городами Ханты-Мансийск и Омск составляет 1405 км, по реке ближе и дешевле, но навигация по Иртышу начинается в июне и заканчивается в сентябре.
Таким образом, на высокие цены в «нефтяной столице» России оказывают влияние недостаточное количество заводов по переработке углеводородов в Югре, сравнительно меньший интерес продавцов ГСМ к этому рынку (выгодней торговать в центральных регионах России), значительные расстояния от основных производителей высокооктановых бензинов.