Японских инвесторов вновь приглашают в ВСТО
Вчера глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко на встрече с послом Японии в России Ясуо Сайто призвал японских инвесторов принять участие в кредитовании проекта строительства нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Вместе с тем в «Транснефти» заявляют, что справляются самостоятельно. Аналитики же указывают, что, согласно инвест-меморандуму компании, в одиночку ВСТО ей не потянуть.
ВСТО строится в два этапа: с апреля прошлого года прокладывается первая очередь от Тайшета до Сковородино мощностью 30 млн т, а к 2015 году будет закончена вторая очередь до бухты Козьмино, где в рамках еще первой очереди планируется построить нефтетерминал и НПЗ. Общая мощность ВСТО составит 80 млн т. До решения передвинуть нефтепровод ВСТО на 400 км севернее Байкала стоимость проекта оценивалась в 11,5 млрд долл., из которых 6,6 млрд составляла первая очередь. Президент РФ Владимир Путин заявлял, что корректировка трассы потребует дополнительно 1 млрд долл., однако официально новая смета не оглашалась.
«Мы понимаем, что этот проект реализуем, и будем привлекать финансовые ресурсы. Мы будем рады, если японские партнеры примут участие в кредитовании проекта», — сказал г-н Христенко. Отметим, что о «ведущемся на неправительственном уровне диалоге» по участию японских инвесторов в проекте ВСТО еще в ноябре 2005 года заявлял бывший посол Японии в России Иссай Номура. В конце же ноября завершился визит Владимира Путина в страну, и бывший премьер-министр Японии Дзюньитиро Коидзуми говорил о намерении «в кратчайшие сроки прийти к договоренности по сотрудничеству в рамках проекта». Однако в июле прошлого года президент Путин заявил, что Россия не намерена давать Японии государственных гарантий по строительству нефтепровода — «чисто коммерческого проекта».
Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев сообщил РБК daily, что в компанию приходит много предложений от потенциальных инвесторов. «Мы их рассматриваем, однако пока что справляемся собственными средствами», — заявил он. Отметим, что под проект компания активно привлекает финансирование: Сбербанк в прошлом году открыл ей две кредитные линии — на 65 и на 15 млрд руб. Кроме того, в 2007 году намечен выпуск еврооблигаций, который, по неофициальной информации, организуют Credit Suisse и Goldman Sachs. Объем выпуска составит не менее 500 млн долл., срок обращения бумаг — семь лет.
Однако из инвест-меморандума к выпуску евробондов следует, что в текущем году «Транснефть» направит на финансирование проекта 198,7 млрд руб. (7,5 млрд долл.) против 88 млрд руб. (3,3 млрд долл.) в прошлом году, в 2008 году — 63,6 млрд руб. (2,4 млрд долл.). Всего же в период с 2006 по 2008 годы в ВСТО будет инвестировано 350,46 млрд руб. (13,3 млрд долл.). При этом на первый этап будет направлено порядка 295 млрд руб. (11 млрд долл.) в ценах 2006 года, что на 4,4 млрд долл. больше, чем до переноса трассы. Но в рамках первого этапа будет построено ответвление на Китай, отметил г-н Григорьев.
В посольстве Японии в России не располагают информацией о конкретных японских компаниях, готовых поучаствовать в финансировании проекта, сообщили РБК daily в информцентре. А источник РБК daily, близкий к правительственным кругам, допускает, что во время визита премьер-министра Михаила Фрадкова в Японию в конце февраля «не исключено обсуждение данного вопроса».
Другой источник РБК daily, знакомый с ситуацией вокруг ВСТО, утверждает, что между Россией и Китаем возникли определенные трения по ходу реализации проекта. «Для стимулирования Пекина и были приглашены японские инвесторы. Ведь Токио открыто предлагало не стоить отвод на китайский Дацин, а ориентировать нефть только на Тихий океан», — утверждает он.
Дуглас Рольфс из FIM Securities также полагает, что «идет торг за вторую очередь ВСТО». А Николай Саперов из ИК «Совлинк» опасается, что у «Транснефти» недостаточно средств на проект. «Смета ВСТО после переноса трассы еще не озвучивалась, по предварительным данным, удорожание составит 1 млрд долл., однако инвест-меморандум показывает другое», — говорит он.