Ямальский СПГ расходится через Северный морской путь по недружественным странам
Традиционно танкеры с ямальским СПГ открывали навигацию по Северному морскому пути, идя на китайские терминалы. В этом году первые два судна ушли в Японию и на Тайвань. Очевидно, акционеры проекта перепродали газ другим потребителям или ямальский СПГ расторговали на спотовом рынке.
«Эдуард Толль», который прошел в этом году по Северному морскому пути (СМП) с ямальским СПГ, доставил груз на Тайвань. По данным АИС, судно разгрузится на терминале Yung-An (Гаосюн) местной корпорации CPC Corporation.
Танкер доставил в Азию до 100 млн кубометров газа в виде СПГ и стал вторым газовозом, который прошел по СМП после открытия навигации в этом году.
В 2021 году Россия была третьим по величине поставщиком сжиженного газа на Тайвань. В основном грузы шли с дальневосточного проекта «Сахалин-2». Однако в 2022 году, после начала СВО на Украине, министерство по экономическим делам острова заявило о планах отказаться от любых поставок газа из России, а Москва внесла Тайвань в список недружественных стран.
Тем не менее импорт СПГ из России продолжается. Накануне, 18 июня, груз ямальского СПГ доставили через бельгийский Зебрюгге, который является перевалочным терминалом для стран Азии во время отсутствия навигации по СМП.
Российский газ для Тайваня покупали на спотовом рынке BP и Shell, сообщало S&P Global Platts. Также на Тайвань поставляет СПГ французская TotalEnergies, которая является акционером проекта «Ямал СПГ».
Как писало EADaily , первый прошедший по СМП в этом году танкер «Федор Литке» доставил груз СПГ в Японию — на терминал Chugoku Electric в Янай, расположенному в регионе Тюгоку острова Хонсю. Он используется для приема и хранения газа для расположенной рядом ТЭС мощностью 1,4 ГВт. Chugoku Electric является одним из крупнейших региональных производителей электроэнергии в Японии. Мощность ее станций составляет 12 ГВт.
Очевидно, что груз СПГ отправил в Японию французский акционер «Ямал СПГ» TotalEnergies. В 2019 году французская компания заключила 17-летний контракт с Chugoku Electric на поставку до 0,4 млн тонн СПГ (550 млн кубометров) в год.
Если для поставок трубопроводного газа из России потребители из недружественных стран должны открывать счета в «Газпромбанке» для конвертации оплаты в валюте в рубли, то расчеты по СПГ не изменились. Что отчасти сказалось на том, что российский сжиженный газ оказался востребованным и львиная доля поставок ушла в Европу, которая переживала снижение импорта трубопроводного газа из России.
Тем временем навигация по Северному морскому пути набирает обороты. В направлении Азии на СМП находятся сразу три газовоза — «Николай Урванцев», «Борис Вилькицкий» и «Кристоф де Маржери». Пока суда не указывают конечную точку пути.
Путь по СМП в Азию занимает три недели и вдвое короче маршрута через Европу, что позволяет экономить как время, так и затраты. Обычно навигация по Северному морскому пути начинается в июне, а заканчивается в декабре. Раньше «Новатэк» пытался экспериментировать со сроками навигации, однако в январе 2021 года танкер «Николай Евгенов» повредил одну из двигательных установок и, очевидно, компания прекратила ранние и поздние рейсы.
В середине мая глава «Росатома» Алексей Лихачев сообщал президенту России Владимиру Путину о том, что госкорпорация совместно с «Новатэком» планирует запустить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути в 2024 году.
Наращивание поставок СПГ по СМП связано с конъюнктурой рынка, которая во время энергокризиса играла не в пользу азиатского направления. В 2022 году «Ямал СПГ» произвел 21 млн тонн сжиженного газа, из которых более 16 млн тонн, по данным Refinitiv, отправили в Европу. Очевидно, что даже китайские акционеры «Ямал СПГ» могли перепродавать топливо на рынке ЕС, где биржевые цены на газ подскакивали в августе до $ 3,5 тыс. за тысячу кубометров.
Прогноз биржевых цен на 12 июля 2023