Высокие цены вынуждают промышленно развитые страны сократить использование нефти
Данные показывают первое за два десятилетия падение цен на нефть на Западе. Нефть опускается ниже 50 долларов, пишет The Wall Street Journal.
Какое-то отношение к этому имеет мягкая зима. И масштабные продажи, осуществляемые финансовыми фондами. Но мало кем замеченный фактор в последнем снижении нефтяных цен может предвещать конец их многолетнего роста: впервые развитые страны стали сжигать меньше нефти.
Новые данные Международного энергетического агентства показывают, что потребление нефти в 30 странах Организации экономического сотрудничества и развития в 2006 году упало на 0,6%. Хотя это уменьшение кажется незначительным, оно знаменует собой первое за более чем 20 лет годовое падение в странах Организации, потребляющих почти 60% из 84,4 млн баррелей нефти, используемой в мире ежедневно. Спрос промышленно развитых стран в 2002 году пересек отметку отрицательных значений, но падение было столь незначительным, что его трудно было зафиксировать.
Вчера американская исходная цена нефти с поставками в феврале установилась на Нью-Йоркской товарной бирже на уровне 50,48 доллара за баррель, то есть опустилась на 1,76 доллара, или 3,4%. В начале дня фьючерсы упали ниже 50 долларов за баррель впервые с мая 2005 года, достигнув самой низкой отметки за 20 месяцев после того, как министерство энергетики объявило, что запасы нефти в США выросли до максимального объема за более чем четыре года. Нефть снижается после достижения в июле пика, превышающего 77 долларов. В этом году цены упали на 17%.
Поворотный пункт, когда нефтяные цены начинают подрывать спрос, наступил прошлым летом, считают аналитики отрасли.
Падение потребления нефти промышленно развитыми странами является признаком того, что реакция на высокие нефтяные цены со стороны компаний и потребителей от США до Германии и Японии, возможно, усугубляет цикличное снижение спроса. Возникающее в результате смещение финансовых потоков может означать сильное стимулирование экономик потребителей нефти за счет ее производителей и экспортеров.
Другие сигналы, экономического и психологического характера, появляются уже некоторое время: спрос на спортивные автомобили, сжигающие много бензина, падает, а инвестиции в альтернативное топливо вроде этанола и его продажи переживают бум. Даже администрация Буша обещает ослабить зависимость Америки от нефти.
Цены на бензин в США тоже падают и из-за переполненных хранилищ, и из-за снижения нефтяных цен, что в полной мере станет очевидно на бензоколонках через 4-8 недель.
Вчера автомобильный клуб AAA сообщил, что обычный бензин стоит меньше 2 долларов за галлон в Мичигане и 2 доллара за галлон в Миссури и Оклахоме. Управление энергетической информации при министерстве энергетики объявило, что на 15 января средняя цена галлона бензина составила 2,23 доллара. Средняя цена по стране, заявило вчера Управление в своем еженедельном обзоре, в ближайшие недели продолжит снижение; по его прогнозу, она приблизится к 2 долларам за галлон к концу января – началу февраля; оно отметило, что средняя цена может упасть ниже этого уровня.
Конечно, мировой спрос на нефть вырос в 2006 году на 0,9%, благодаря устойчивому росту в Китае и на Ближнем Востоке. Но рост уменьшился по сравнению с 3,9% в 2004 и 1,5% в 2005 году. А флуктуации цен говорят о роли ожиданий, а не только спроса и предложения, в определении цены нефти на мировых рынках.
Многие аналитики начинают пересматривать и снижать свои ценовые прогнозы на этот год, хотя хватает и тех, кто по-прежнему ждет, что нефть вернется к 60 долларам за баррель или даже выше. Это относится и к инвесторам, которые поставили свои большие деньги, включая техасского нефтяника Буна Пикенса. У некоторых это отчасти связано с верой, что 60 долларов являются ценой, которую Организация стран-экспортеров нефти намерена защищать, хотя фактический лидер картеля, нефтяной министр Саудовской Аравии Али Наими, похоже, бросил тень сомнения на эту идею, заявив на этой неделе, что он не видит причин поддерживать дальнейшее сокращение добычи. Впрочем, несколько аналитиков говорят, что четырехлетний рост нефти, возможно, имеет конец.
«Мыльный пузырь лопается, – заявил Фредерик Лассер, возглавляющий сырьевой анализ в парижском Société Générale. – Настроение изменилось, и впервые с января 2002 года хеджевые фонды в начале нынешнего года продают фьючерсные контракты».
Новость о снижении спроса появилась, когда в США, являющихся крупнейшим в мире потребителем нефти, дебаты о том, как обуздать потребление энергии, достигли лихорадочного напряжения. Ожидается, что на будущей неделе президент Буш в своем обращении к нации расширит свой прошлогодний призыв к стране покончить с «болезненной зависимостью» от нефти. В конгрессе циркулируют законы о введении ограничительных программ и квот, которые доходят до установления цены эмиссий, способствующих глобальному потеплению, производимых сгоранием ископаемого топлива. Хотя эти дебаты на государственном уровне продолжаются, данные ОЭСР наводят на мысль, что воздействует сам рынок. Когда энергетические цены идут вверх, люди потребляют меньше энергии.
Длительное снижение цен на нефть спровоцирует радикальное перераспределение богатств, положив больше денег в карманы потребителей на Западе и покончив с наживой инвесторов нефтяных компаний и нефтяных государств вроде Венесуэлы и Ирана.
Валюты некоторых крупных экспортеров нефти, включая мексиканский песо, испытывают давление вниз, соответствующее падению нефтяных цен. Авиакомпании, включая British Airways PLC и Cathay Pacific Airways Ltd., начали ликвидировать топливные сборы, взимаемые с пассажиров. Страны с крупными нефтяными отраслями, включая трех крупнейших производителей – Саудовскую Аравию, Россию и США, ждет удар по занятости, доходности и налоговым поступлениям в их нефтяных секторах.
Признаки падения спроса на нефть появились в избытке в начале прошлого года. Саудовская Аравия начала потихоньку сокращать добычу уже в апреле, так как не могла найти покупателей на всю свою нефть. Иран, второй в ОПЕК производитель после Саудовской Аравии, прошлым летом был вынужден заливать непроданную нефть в танкеры.
Однако нефтяные цены посылали противоречивые сигналы, достигнув 14 июля пика в 77,03 доллара за баррель, на фоне страхов, что геополитические или природные катаклизмы уменьшат поставки. Тогда представлялось, что поставок едва хватает и в мире мало дополнительных добывающих мощностей, способных компенсировать внезапный дефицит. С тех пор цены упали на 34%, несмотря на сокращение поставок ОПЕК, желающей удержать высокие цены.
Лассер понимает ситуацию так, что цены, приближающиеся к 70 долларам за баррель – среднее значение 2006 года составило 66,22 доллара за баррель, – стали поворотным пунктом. «Люди хотели знать, какая цена нефти влияет на спрос, теперь у них есть ответ», – сказал он.
Парадоксально, но фактором, который может защитить мир от возврата к высоким ценам, являются недавние сокращения производства в ОПЕК. Уменьшив добычу, картель увеличил глобальный объем свободных добывающих мощностей, особенно в Саудовской Аравии, уменьшив страхи перед сбоем поставок в какой-то части огромной глобальной нефтяной сети.
Общаясь с журналистами на этой неделе в Дели, Наими заявил, что свободные мощности королевства могут распространиться на 3 млн баррелей в день к 1 февраля, когда должен вступить в силу второй этап сокращений, согласованных ОПЕК. Это на полмиллиона баррелей в день больше, чем экспортирует Иран, чье ядерное противостояние с США породило страхи, связанные с нарушением поставок в Персидском заливе.
Покупатели нефти ждут признаков следующего шага ОПЕК. Некоторые члены ОПЕК, такие как Венесуэла и Иран, требуют нового сокращения добычи, хотя Наими на этой неделе поставил на идее крест.
Некоторые аналитики видят движение больших, меняющих ход игры сил. Одна из них – это рост ненефтяного транспортного топлива. «Прошлый год стал поворотным пунктом во многих отношениях, – говорит нефтяной экономист Филип Верлегер, возглавляющий PK Verleger LLC. – Биологическое топливо будет отхватывать все более крупные куски у нефтяного спроса». Упомянув озабоченность по поводу изменения климата и безопасности, связанную с нефтяными поставками, Верлегер заявил: «На долю альтернативного топлива придется весь рост, спрос на нефть останется статичным в ближайшие два-три года».
Судя по прогнозам Международного энергетического агентства, производство биологических видов топлива может достичь эквивалента более чем 5 млн баррелей нефти в день к 2011 году, то есть почти утроиться по сравнению с 2005 годом. Из последних данных МЭА явствует, что в прошлом году спрос на нефть вырос на 780 тыс. баррелей в день и достиг 84,4 млн баррелей.
«Практически каждый день где-нибудь в мире появляется сообщение о новом растении, дающем биологическое топливо», – говорит Лоренс Иглз, возглавляющий в МЭА подразделение нефтяной индустрии и рынков.
Иглз сказал, что в 2005 году мировой объем производства биологического топлива составлял около 650 тыс. баррелей в день, эквивалент 1,95 млн баррелей обычной ближневосточной нефти. Объем производства биологического топлива к 2011 году может вырасти до 1,7 млн баррелей в день, эквивалента 5,1 млн баррелей нефти, если принимать в расчет планы по увеличению мощностей.
По данным, опубликованным вчера МЭА, нефтяной спрос в прошлом году упал во всех трех крупных регионах Организации экономического сотрудничества и развития: Северной Америке, Европе и Тихоокеанском регионе. В двух последних спрос на нефть время от времени бывал слабым из-за слабости экономического роста. Но рост нефтяного спроса в США обычно компенсирует слабость в ОЭСР в целом.
Однако в прошлом году картина изменилась заметнее. «Возможно, использовать стали меньше, когда мы дошли до 3 долларов за галлон бензина, – говорит нефтяной аналитик Deutsche Bank Адам Семински, имея в виду американских потребителей. – Пожалуй, к середине 2006 года мы достигли поворотного пункта».
Но Семински сомневается, что люди забудут о проблеме из-за того, что цены на нефть упали, – и нефть снова пойдет вверх.