Встреча России и ОПЕК лишь обвалила цены на нефть
Россия договорилась с тремя странами – членами ОПЕК о заморозке добычи нефти на январском уровне. Однако этот план сможет быть реализован только при одном условии – если аналогичный шаг сделают и остальные 10 членов ОПЕК. Воплотится ли этот замысел и можно ли вернуть цены на черное золото хотя бы к комфортным для России 50 долларам за баррель?
Министр энергетики Александр Новак сообщил, что Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла готовы заморозить добычу нефти на уровне 11 января, сообщает Bloomberg во вторник. Новак прибыл в столицу Катара Доху и проводит встречу с министрами нефти и энергетики этих четырех стран, которые входят в Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК).
Однако есть обязательное условие для того, чтобы договоренность была воплощена в жизнь. Другие производители также должны присоединиться к этой инициативе, сказал Новак.
Роснефть уже заявила, что приветствует стремление производителей нефти достичь договоренностей для стабилизации ситуации на рынке. Однако оценить влияние на рынок пока сложно.
Роснефть уже заявила, что приветствует стремление производителей нефти достичь договоренностей для стабилизации ситуации на рынке. Однако оценить влияние на рынок пока сложно.
«Пока параметры этой договоренности таковы, что их невозможно комментировать, они не известны и не понятны. Единственное, что можно сказать, что очень хорошо, что участники рынка разговаривают, они стремятся найти какое-то соглашение – это все замечательно. Лучше давать рынку позитивные новости, чем его «кошмарить», – сказал вице-президент Роснефти Михаил Леонтьев.
Минэкономразвития России также считает преждевременным говорить о долгосрочных последствиях для рубля и цен на нефть от итогов переговоров в Катаре между Россией и странами ОПЕК. «Слишком много факторов влияет на ситуацию», – сказали там, передает РИА «Новости».
Есть ряд важных моментов, которые остаются пока неизвестными. Во-первых, непонятно, какова позиция Ирана, который неоднократно заявлял, что не собирается снижать добычу, а намерен, наоборот, ее нарастить, чтобы вернуть позиции, утерянные за время действия западных санкций.
Также есть вопрос к тому, как Саудовская Аравия собирается соблюдать договоренности и контролировать не только снижение, но и неувеличение добычи нефти в странах ОПЕК, особенно Ирана.
С контролем за уровнем добычи внутри ОПЕК серьезные проблемы. На заседании осенью в ОПЕК открыто признались в том, что и так известно всему рынку: члены организации уже давно добывали нефти больше выделенных квот. В итоге организации пришлось повысить квоты, только чтобы привести ее в соответствии с реальным положением дел. Поэтому нет никаких гарантий, что страны-экспортеры будут выполнять требование ОПЕК по снижению добычи теперь.
Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов не склонен доверять саудитам и членам ОПЕК. «Они не могут наладить дисциплину внутри ОПЕК. Как мы знаем, они принимают решение сократить квоты, но никто ничего не сокращает, каждый врет. Это надо будет вводить группу экспертов, которая бы следила, сколько отгружают нефти в терминалы. Но это спорная история. Вот ИГИЛ торгует 0,5 млн или 1 млн тонн баррелей в сутки (до конца не известно), и все это через турецкие порты проходит, но нигде эти объемы не отражаются», – говорит Симонов.
«Идти по такому сценарию – это заблуждение. Они в ОПЕК сами нарушают лимит добычи на 1,5–2 млн баррелей в день. Поэтому какая договоренность может быть? Как будет контролироваться добыча?» – соглашается Александр Пасечник.
«Поэтому в альянс производителей я не очень верю. Тем более – кто у нас сегодня третий в мире производитель нефти? Соединенные Штаты. С ними как вопрос будет решаться? Они тоже будут снижать добычу или нет? Непонятно», – говорил ранее Симонов.
Обвалили цены на нефть
Первые новости о возможном объединении производителей для снижения добычи появились еще в конце января 2016 года. Тогда Александр Новак заявил, что члены ОПЕК и другие нефтедобывающие страны готовятся обсудить в феврале сокращение добычи углеводородов на 5%.
На прошлой неделе появились слухи о сегодняшних переговорах в Дохе. Это спровоцировало восстановление цен на нефть в конце прошлой недели и начале этой. «Во вторник утром марка Brent (апрельские контракты) торговалась выше 35 долларов за баррель, стоимость WTI с поставкой в марте поднялась до 31 доллара за баррель. Но уже в середине вторника североморская нефть опустилась в цене до 33,9 доллара за баррель, а WTI с поставкой в марте – до 29,7 доллара за баррель», – отмечает Анна Кокорева из «Альпари».
Но после того, как информация об итогах встречи просочилась в СМИ, котировки на черное золото пошли вниз и уже упали ниже предыдущего закрытия.
«Этого следовало ожидать, – говорит Анна Кокорева. – В данной ситуации сработало простое рыночное правило «покупай на ожиданиях, продавай на событиях». Крупные инвесторы владели информацией гораздо раньше, чем она дошла до широкой общественности».
Однако падение цен по итогам встречи не значит, что оно продолжится и в последующие дни. «Наоборот, договоренность о замораживании добычи в среднесрочной перспективе будет поддерживать цены. Если к договоренностям России и Саудовской Аравии присоединится еще ряд стран, то котировки получат новый шанс на рост», – считает эксперт из «Альпари».
Что ждет цены на нефть
В любом случае одной этой новости недостаточно для восстановления цен до 50 долларов за баррель, говорит Кокорева. Не говоря уже о том, что раньше речь шла о сокращении добычи на 5%, а теперь говорят об уровне 11 января, а это разные вещи.
Александр Пасечник считает, что Россия и три члена ОПЕК договорились на самом деле не о сокращении добычи. «Фиксация добычи на январских уровнях – это больше похоже на естественное положение дел. Выше январских уровней, наверное, и не прыгнуть сейчас. Это удобно – договориться заморозить добычу на верхних уровнях», – говорит Пасечник.
Что касается России, то она сократит в этом году добычу нефти по естественным причинам на 3–5%, но сможет преподнести это как снижение в рамках достигнутых договоренностей.
По данным ЦДУ ТЭК, в январе в России добывалось 10,878 млн баррелей в сутки. Это пиковые уровни. Сейчас Россия добывает лишь около 10,1 млн баррелей в день. Добыча Саудовской Аравии в январе, по данным МЭА, составила 10,2 млн баррелей в сутки. Это лишь немного ниже пикового показателя, который фиксировался в июне 2015 года и составлял 10,5 млн баррелей. Получается, что России и саудитам выгодно зафиксировать добычу на январских отметках. «Если Россия в течение года будет оставаться на этом уровне, то по итогам 2016 года по отношению к прошлому мы все равно получим рост. Поэтому ни о каком снижении речи не идет. В случае с Саудовской Аравией явного снижения также не будет, так как январское значение всего на 300 тыс. баррелей ниже пикового», – говорит Кокорева.
Впрочем, если Россия не будет снижать добычу, то для других представителей картеля заморозка на уровнях 11 января все же может означать снижение добычи, посчитала старший аналитик ГК Forex Club Алена Афанасьева. Если только Иран согласится пойти на уступки.
Пасечник считает, что и без искусственного сокращения добычи естественный сценарий обещает удорожание нефти. Во-первых, в силу отложенных инвестиций в мировую нефтедобычу, ухода трудноизвлекаемых и дорогих нефтяных проектов. Во-вторых, из-за роста потребления нефти на фоне ее дешевизны и замещения ею других видов энергоресурсов.
«За счет этих тенденций среднегодовая цена на нефть по году вполне может стать 45 долларов за баррель. А эта цена уже достаточно комфортна для России. Если взять отчетность за четвертый квартал мировых и наших компаний, то у нас более благополучная ситуация, тогда как у BP, Exxon и Statoil миллиардные потери, так как у них нет девальвационной подушки», – говорит Пасечник.
Если все же сработает сценарий, когда Россия и ОПЕК реализуют на практике договоренности по снижению добычи, то это вряд ли сильно повлияет на мировые цены на черное золото.
«Если они сократят добычу на 500 тыс. баррелей в сутки, а несоблюдение квот сейчас оценивается в 1,5–2 млн баррелей в сутки, тогда что толку от таких сокращений? Это лишь еще больше озлобит спекулянтов, которые почувствуют панику и еще больше начнут играть на понижение», – не исключает Пасечник. По его мнению, чтобы довести цены на нефть до 50 долларов за баррель в среднем по году и выше, надо как минимум убрать существующий профицит предложения, который оценивается в 1,5–2 млн баррелей в сутки. Однако он сомневается, что производители пойдут на столь кардинальное снижение добычи.