Вслед за АЗС «ЛУКОЙЛ» может приобрести турецкие нефтеперерабатывающие заводы
ЛУКОЙЛ продолжает экспансию на зарубежные розничные рынки. «Дочка» российской нефтяной компании — LUKOIL Eurasia Petrol A.S. подписала соглашение о покупке 100% сбытовой компании Akpet, владеющей 693 автозаправочными станциями в Турции. Akpet является шестой по величине компанией этой страны по объему розничных продаж нефтепродуктов и второй по количеству терминалов. Покупка, которая, по словам президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, обошлась компании в $500 млн, позволит увеличить зарубежную розничную сеть российского холдинга сразу на 18%, — пишет «Газета.ru» в статье «ЛУКОЙЛ» заправит Турцию».
В настоящее время ЛУКОЙЛ владеет пятью АЗС в Турции и занимает около 0,3% рынка этой страны. Покупка Akpet увеличит этот показатель до 5,3% и приплюсует к активам российской компании восемь нефтепродуктовых терминалов общей мощностью 300 тысяч кубометров, пять хранилищ сжиженного природного газа суммарным объемом 7,65 тысячи кубометров, три авиатопливозаправочных комплекса мощностью 7 тысяч кубометров, а также завод по производству и фасовке моторных масел мощностью 12 тысяч тонн в год.
Планируется, что поставки нефтепродуктов на приобретаемые АЗС будут осуществляться с принадлежащих ЛУКОЙЛу нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в Болгарии («Нефтохим Бургас») и на Сицилии (ISAB). Шесть из восьми нефтепродуктовых терминалов, принадлежащих Akpet, могут осуществлять морскую перевалку, а три терминала соединены трубопроводами с НПЗ Tupras.
«Для продвижения торговой марки на рынке нефтепродуктов важна хорошая логистика, включающая как собственные продуктовые терминалы, так и оптимальную транспортировку. Нефтеперерабатывающий комплекс ISAB на Сицилии отчасти поможет ЛУКОЙЛу оптимизировать маршрут и доставлять нефтепродукты из Италии в Турцию через Средиземное море, минуя перегруженный Босфор», — говорит аналитик ФК «Открытие» Наталья Мильчакова. Вместе с тем, по мнению директора департамента инвестиционного проектирования НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Светланы Савченко, имеющихся у ЛУКОЙЛа перерабатывающих мощностей может не хватить для удовлетворения потребностей АЗС компании. «НПЗ в Бургасе не испытывает сложностей со сбытом продукции. А мощности сицилийского НПЗ планировалось направить на бесперебойное обеспечение нефтепродуктами Балканского региона, где ЛУКОЙЛ также имеет сеть заправок. Таким образом, эти НПЗ могут и не потянуть Турецкий регион», — считает Светлана Савченко. При этом она не исключает, что дефицит перерабатывающих мощностей может привести к новым попыткам ЛУКОЙЛа приобрести НПЗ в Турции (в 2004 году российский холдинг претендовал на покупку турецкой Tupras, владеющей четырьмя НПЗ).
Сумма сделки, названная Вагитом Алекперовым, вызвала у экспертов расхождения. По словам аналитика ИК «Проспект» Александра Кузнецова, $500 млн — стандартная цена. «Хотя для Европы это довольно недорого», — считает она. По мнению Натальи Мильчаковой, турецкий оператор обошелся ЛУКОЙЛу практически в три раза дешевле: аналитик ФК «Открытие» оценила активы Akpet как минимум в 900 млн евро (около $1,4 млрд).
Нефтепродукты на eOil.ru