Возможен ли рост цен на сырье в октябре?
На минувшей неделе динамика спотовых цен на российском рынке нефтепродуктов не продемонстрировала значительных колебаний, хотя в первой половине недели наблюдалась некоторая коррекция цен в отрицательную сторону. Относительное спокойствие крупнооптовом секторе связано с крайне ограниченным предложением сентябрьских объемов топлива и низкой активностью трейдеров. Таким образом, ценовая ситуация осталась практически без изменений. Однако, в некоторых регионах во второй половине недели было отмечено небольшое движение вверх цен на дизельное топливо летнее, хотя коррекция была незначительной и расположилась в пределах до 350 руб. за тонну.
На данный момент компании находятся в ожидании новых объемов с поставкой на октябрь, и предположительно, стоимость октябрьских объемов не будет сильно отличаться от цен на топливо, законтрактованное в сентябре, хотя большинство трейдеров ожидают повышения. Вероятно, мнение о том, что цены на сырье вырастут, сложилось в связи с высокой степенью волатильности мирового рынка нефти, динамика которого в последнюю декаду месяца отличалась резкими рывками в положительную сторону, хотя тенденция к росту цен на мировую нефть наблюдается в течение слишком короткого времени, и ситуация слишком неоднозначна. Стоит также отметить, что западные эксперты не предполагают укрепления нефтяного рынка в долгосрочной перспективе из-за углубляющейся рецессии и «хрупкости» западной экономики. Например, на данный момент котировки на мировом рынке нефти снова стремительно падают, так как план правительства США по борьбе с ухудшением мировой экономики не внушил доверия, несмотря на выделение 700 миллиардов долларов на поддержание американских финансовых компаний.
Тем не менее, сейчас на российский рынок нефтепродуктов повышательное влияние может оказать решение правительства о снижении экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Что касается сырой нефти, то после объявления о снижении экспортной пошлины контракты на поставку сырья были пересмотрены ресурсосодержателями. Так, относительно 19 сентября цена по сделкам на торговой сессии выросла в среднем на 2700 рублей за тонну.
Как признался вице-премьер Игорь Сечин, у вышестоящих органов были опасения, не приведет ли снижение экспортных пошлин к росту цен на дизельное топливо и мазут на внутреннем рынке. Крупные нефтяные холдинги поддержали инициативу правительства заморозить цены на нефтепродукты для энергетиков и предложили обеспечение поставок мазута и дизеля элетроэнергетикам в осенне-зимний период по фиксированной цене, хоть и с полной предоплатой. Хотя предложение о поставке на оговоренных условиях не распространяется на бензин, по мнению министра, цены на него не претерпят значительной коррекции в положительную сторону. Таким образом, до марта 2009 года нефтяные компании «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» будут поставлять топочный мазут и дизельное топливо по ценам, сложившимся в конце сентября.
Бензин АИ-92
29 сентября стоимость бензина марки Аи-92 на Торговой площадке eOil.ru практически не изменилась, так, средневзвешенная цена продажи составила 21 500 руб. за тонну при увеличении объема предложения на 1,5 тыс. тонн до уровня 3 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки резко упала 961 руб./т. до отметки 19 192 руб. за тонну, объем спроса увеличился на 1,2 тыс. тонн и составил 2,5 тыс. тонн.
Дизельное топливо (летнее)
29 сентября на Торговой площадке eOil.ru стоимость дизтоплива летнего сократилась на 248 руб./т., на конец дня средневзвешенная цена продажи дизтоплива составила 20 227 руб. за тонну, объем предложения увеличился на 3,5 тыс. тонн до отметки 5,5 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки также сократилась на 220 руб./т. до отметки 19 479 руб. за тонну, а объем спроса также увеличился на 1,02 тыс. тонн и составил 11,32 тыс. тонн.
P.S. Цены на мировом нефтяном рынке резко сократились после того, как нижняя палата Конгресса США отклонила 700-миллиардный план по оздоровлению финансовой системы. По мнению аналитиков, в настоящее время экономические перспективы не ясны: Европу поглощает финансовый кризис, и неизвестно, сможет ли спрос со стороны азиатских стран поддерживать цены, к тому же, товарные фьючерсы, как объект инвестиций, сейчас, безусловно, находятся под ударом из-за снижения ликвидности. По прогнозу Deutsche Bank AG среднегодовая цена на нефть в 2009 году снизится на 23% (по сравнению с прошлым прогнозом) до 92.50$ за баррель, потому что финансовый кризис станет причиной замедления темпов роста мировой экономики, что в дальнейшем вызовет сокращение спроса на топливо.