Восточная альтернатива России
На минувшей неделе сразу два государства Средней Азии — Казахстан и Туркмения — заявили о своих планах по увеличению экспорта энергоресурсов. Однако дополнительные объемы казахстанской нефти и туркменского газа могут достаться не только России. Астана и Ашхабад по-прежнему нацелены на укрепление энергетического сотрудничества с Китаем.
В интервью телеканалу «Россия» президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что Казахстан готов увеличить экспорт нефти в Россию, если будет повышена пропускная способность российских трубопроводов. Сейчас из 52 млн т идущей на экспорт казахстанской нефти через Россию транзитом проходит более 41 млн т.
Почти одновременно о своих энергетических планах сообщила и Туркмения. На заседании кабинета министров вице-премьер Тачберды Тагиев пообещал, что в 2007 году в стране будет добыто 80 млрд куб. м газа, то есть на 20% больше, чем в прошлом году. Объем экспорта газа возрастет на 25% и составит 58 млрд куб. м.
По оценкам аналитиков, запасы нефти в Казахстане и газа в Туркмении могут позволить этим странам увеличивать экспорт энергоносителей, хотя в случае с Туркменией нельзя забывать, что результаты независимого аудита запасов газа до сих пор не опубликованы. Сомнения у специалистов вызывают лишь возможности транспортировки углеводородов из этих стран.
Как замечает эксперт East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, у Туркмении «отсутствуют трубопроводные мощности для транспорта дополнительного газа, именно поэтому резкое увеличение добычи не представляется реальным». Есть проблемы и с маршрутами транзита нефти из Казахстана. По словам аналитика ИК «Тройка Диалог» Валерия Нестерова, значительно увеличить пропускные мощности трубопроводной системы в этом регионе сможет только сооружение второй очереди КТК, что пока остается лишь проектом.
Среди аналитиков нет единого мнения о том, куда может пойти дополнительный газ из Туркмении. По мнению эксперта-аналитика отдела исследований газовой отрасли Института проблем естественных монополий Ильи Соловьева, из предполагаемого объема экспорта в 58 млрд куб. м газа около 50 млрд будет закуплено Россией, а 8 млрд — Ираном. Однако Михаил Корчемкин считает, что «если у Туркмении и будет новый газ, то он вряд ли пойдет в Россию — Туркмения диверсифицирует экспортные маршруты».
В своем стремлении диверсифицировать экспорт нефти и газа Казахстан и Туркмения возлагают большие надежды на сотрудничество с Китаем. Обе страны собираются строить трубопроводы в Поднебесную. В интервью «Вестям недели» Нурсултан Назарбаев отметил, что проект трубопровода Казахстан — Китай – «не конкуренция России, а коммерческая разумность в выстраивании отно-шений с другим соседом». Однако г-н Нестеров считает, что если не будут построены новые трубопроводы, в частности вторая очередь КТК, то Россия потеряет свою роль главного энергетического партнера Казахстана.
Между Туркменией и Китаем также уже достигнута договоренность о строительстве трубопровода. В апреле 2006 года страны заключили договор о поставке в Китай 30 млрд куб. м газа ежегодно в течение 30 лет, на-чиная с 2009 года. Сырьевой базой газопровода станут месторождения правобережья реки Амударьи. Однако реализация проекта может существенно замедлиться, поскольку Сапармурат Ниязов не успел подписать ряд дополнительных соглашений, определяющих конкретные детали проекта. «Есть также опасность, что проект вообще не состоится из-за противодействия России, или же Россия получит долю в проекте, что было бы нежелательно для Китая, поскольку в долгосрочной перспективе повышает его зависимость от поставок энергоносителей, контролируемых Россией», — резюмирует Илья Соловьев.