Верхи уже не могут
Еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс вчера с трибуны проходящей в Берлине под эгидой газеты Handelsblatt ежегодной энергетической конференции убеждал ее участников в преимуществах будущей единой европейской энергетической политики. Он призвал рассматривать энергетический и экологический вызовы, общие для Германии и 26 остальных государств ЕС, с европейской, а не с «чисто национальной» перспективы.
Выступление более чем перед 1200 участниками форума г-н Пиебалгс начал с тревожных для Европы и всего мира тенденций. По оценкам Международного энергетического агентства, к 2030 году мировой спрос на энергию более чем удвоится по сравнению с нынешним. «Такого роста мы до сих пор не испытывали», — отметил энергокомиссар и обозначил «отчетливо видимые» в связи с этим опасности для мировой экономики. Суть их, по крайней мере с точки зрения стран-потребителей, не нова: большая часть мировых запасов нефти и газа расположена в «немногочисленных странах», осуществляющих с помощью национальных монополий непосредственный контроль над этими ресурсами.
Для Европы сохранение такого статус-кво приведет к большей зависимости от импорта. Уже сегодня за счет импорта она покрывает 50% своей потребности в первичной энергии. «Если сейчас мы не будем действовать, к 2030 году эта доля возрастет до 65%», — предупреждает г-н Пиебалгс. Удовлетворение растущих потребностей за счет импорта в Брюсселе считают неверным и, возможно, опасным. «Эти энергоносители мы закупаем у горстки стран-поставщиков, которые могут оказывать решающее влияние на цены», — говорит еврокомиссар. Опасность оказаться в зависимости от этой «горстки» усугубляется качеством подхода к использованию энергии. При сохранении сегодняшних темпов и принципов ее потребления к 2030 году мировой уровень выбросов углекислого газа вырастет на 55%. В Европе этот показатель составит 5%, что руководители ЕС тоже считают чрезмерным. «Если мы не будем грести против течения, это будет иметь серьезные последствия для окружающей среды, нашей экономики и нашего образа жизни», — говорит г-н Пиебалгс. Нынешняя энергополитика ЕС плохо способствует укреплению конкурентоспособности Европы. Спираль импортной зависимости ведет к росту цен на энергию, одновременно дорожает труд. Растет риск того, что европейские предприятия будут уходить в более дешевые страны, а оставшиеся — выкладывать все больше денег за газ и нефть.
Высшие брюссельские чиновники рекламируют вынашиваемую ими совместную энергетическую политику стран ЕС как начало «новой индустриальной революции в энергетической отрасли». Еврокомиссия 10 января представила свой проект главных ее направлений. Наиболее амбициозной целью Брюссель называет стремление к сокращению парниковых выбросов на 20% в 2020 году по сравнению с 1990-м. Далее планка будет повышаться: на 30% — до 2030 года, на 50% — до 2050-го. Реализация этой «стратегической цели» стала бы поворотным пунктом в европейской энергополитике.
Разработанная в Брюсселе программа действий состоит из семи пунктов. Первостепенным из них Андрис Пиебалгс называет создание конкурентоспособного внутриевропейского рынка энергии. Для начала предлагается выполнить требования Еврокомиссии о расчленении крупных энергоконцернов. Для создания конкуренции на рынке, а значит, в интересах клиентов, как считает Еврокомиссия, следует лишить крупные концерны, такие, как E.ON или RWE, специализирующиеся на выработке, импорте и транспортировке энергии, права собственности на транспортные сети: нефте- и газопроводы, а также ЛЭП. Всем этим должны управлять независимые компании. Пока энерготранспортными сетями управляют, как правило, дочерние компании концернов и не собираются отказываться от этой функции. Более конкретно эти вопросы предполагается обсудить на предстоящем в марте энергетическом саммите ЕС.
Одним из важных требований новой энергополитики стран Евросоюза станет реализация принципа солидарности между странами ЕС в вопросах надежности снабжения нефтью, газом и электричеством. Обеспечить его поможет рост доли возобновляемых источников энергии в странах ЕС до 20% к 2020 году. Идея, как признался г-н Пиебалгс, амбициозная. Хотя в ЕС уже существует цель, согласно которой к 2010 году альтернативные виды энергии должны составить 12% в общем «энергококтейле», реально этот показатель вряд ли превысит 10%. Существенного прорыва здесь удалось добиться лишь в использовании ветряных энергогенераторов, развиваются технологии использования биотоплива. Наиболее успешен опыт Германии и Дании. «Еврокомиссия призывает к новой индустриальной революции, — торжественно провозгласил г-н Пиебалгс. — В результате в течение ближайших 12 лет в шесть раз поднимется доля производства энергии из возобновляемых источников, за исключением гидроресурсов, потенциал которых в Европе очень невелик». При этом отдельные страны сами должны выбирать для себя наиболее приемлемые виды возобновляемых энергоносителей. Однако доля биотоплива к 2010 должна быть доведена минимум до 10%.
В целом же Брюссель намерен уже в ближайшем будущем позиционировать Европу, обладающую единым голосом во внутренней и внешней энергополитике, как движущую силу в решении проблем энергобезопасности. Для этого, как указал энергокомиссар, необходимо вести «разъяснительную работу» с Соединенными Штатами, Китаем, Индией и Японией, а также «другими партнерами». «Мы должны интенсифицировать связи с нашими важнейшими поставщиками, в особенности с Россией, Норвегией и Алжиром, — подчеркнул г-н Пиебалгс. — Также мы должны в рамках совместных проектов развивать и углублять диалог ЕС с ОПЕК и отношения с кооперационным советом стран Персидского залива». В число важнейших претендентов на развитие энергополитического сотрудничества с Европой входят страны каспийского и черноморского регионов, а также США и Китай, с которыми предполагается развивать энергетические отношения как с потребителями. Не осталась без внимания и Африка, проблемы которой станут по инициативе Германии одной из ведущих тем на саммите «большой восьмерки» в июне этого года. «Первый шаг — создание глобального энергетического партнерства между Африкой и Европой», — сказал докладчик, заметив, что «стартовый выстрел» в этом процессе может прогреметь на намечаемом в этом году совместном саммите ЕС-Африка.
«Газ для Европы сегодня и в будущем» — дискуссию на эту тему открыл представитель совета директоров компании Quatar Petroleum Наджи Аби-Аад. Гость из Катара увлеченно рассказывал в Берлине о значительных запасах газа, которыми располагает его государство с населением 80 тыс. человек. По запасам газа эмират находится на третьем месте в мире, уступая лишь России и Ирану, и лидирует в мире по сбыту СПГ. По мнению г-на Аби-Аада, географическое положение Катара как поставщика удобно для Европы, а также для Азии и Америки. Существенное преимущество Катара состоит в том, что эта страна не знает политических перетрясок. Все это, как подчеркивали в комментариях немецкие менеджеры, превращает Катар в один из самых привлекательных поставщиков в мире.
Тем не менее крупнейшие немецкие импортеры природного газа — E.ON Ruhrgas и Wintershall — при всем интересе к экзотическим источникам диверсификации закупок считают отношения с российскими партнерами долгосрочной основой для импорта газа в Германию и Европу. Презентация члена правления Wintershall Райнера Зееле так и называлась: «Без России ничего не выйдет».
Отдавая должное сотрудничеству с российской газовой отраслью, немецкие импортеры присматриваются и к другим предложениям, в частности от прикаспийских стран.
Член правления E.ON Ruhrgas Йохен Вайзе обратил внимание участников конференции на баланс глобальных рынков и европейского спроса на природный газ. Природного газа для Европы достаточно, несмотря на растущую конкуренцию со стороны Китая или Индии, порадовал он. Однако, сказал он, уже в 2010 году Евросоюз на 65% будет снабжать «большая пятерка» поставщиков — «Газпром», норвежские Statoil и Hydro (к тому времени эти компании объединятся. — Ред.), алжирский Sonatrach, а также концерны Shell и ExxonMobil. Поэтому наряду с укреплением связей со старыми партнерами Е.ON Ruhrgas изучает возможности диверсификации. «Целью нашего предприятия мы считаем развитие бизнеса со сжиженным природным газом, — сказал г-н Вайзе. — СПГ станет одной из основных опор в снабжении Германии и Европы газом». Необходимость этого шага вызвана не в последнюю очередь тем, отметил г-н Вайзе, что импортная зависимость Европы по природному газу к 2020 году может достичь 80%. По материалам «Времени новостей».