Вагит Алекперов: с нефтяной иглы слезать не нужно
О повестке дня своего участия в предстоящем Петербургском экономическом форуме, о налоговой политике государства по отношению к нефтяникам, о разработке новых месторождений, экспансии за рубеж и динамике роста цен на бензин в интервью «Как сообщает Вести.Ru» рассказал президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов.
— Вагит Юсуфович, здравствуйте. И первый вопрос, связанный с международным экономическим форумом, который открывается на этой неделе. Что вы ожидаете от этого форума?
— Добрый день. Я традиционно участвую с первых моментов образования экономических форумов в Санкт-Петербурге. Наша компания и я каждый год принимаем участие. Я хотел бы заметить, что каждый год уровень его растет. Вот сегодня де-факто, констатируется, особенно в нашей отрасли, в энергетике, что там присутствуют все гранды. Крупнейшие компании мира на уровне первых руководителей присутствуют на этом форуме. У нас, конечно, будут двусторонние встречи. Мы будем присутствовать на расширенном заседании форума. У нас там будет еще отдельная секция энергетическая, которая будет обсуждать перспективы цены, перспективы развития регионов, отношений, в том числе с государствами, которые богаты углеводородным сырьем. Там будет присуждена премия «Энергия», на которой тоже будут присутствовать руководители нефтяных компаний. Поэтому, сегодня значимость санкт-петербургского форума можно действительно оценивать как уже состоявшийся форум, которого ждут. На котором реально принимаются коллегиальные решения, которые воплощаются потом в жизнь. Я бы сегодня сравнил бы уровень Санкт-Петербурга с уровнем Давоса. Для евроазиатского континента, конечно, это сегодня форум номер один.
— Я знаю, что вы будете там одним из докладчиков. И какова тема вашего доклада, если не секрет?
— У нас будет вариант докладов. В том числе я буду участвовать в семинаре, который будет вести Кириенко. Там буду выступать и я, и наш партнер, наш акционер компания ConocoPhillips. И в моем докладе, кстати, будут констатироваться те аспекты совместной работы с крупной американской компанией и как можно строить бизнес конструктивно, в дружественной атмосфере многие годы и реализовывать крупно-масштабные проекты и на территории России, и за ее пределами. В частности, вот наш проект Южно-Хыльчуюского месторождение на Тимано-Печоре, наверно образец конструктивного подхода двух компаний к созданию уникальной инфраструктуры для реализации этого проекта.
— Месторождение на Каспии, на границе с Казахстаном, недавно открыли практически с первого раза, с первой пробы новое нефтегазовое месторождение. Вот, когда оно будет уже разрабатываться, какие доли будут, и какое место здесь займет Казахстан?
— Компания «ЛУКойл» уже более десяти лет ведет геологоразведочные работы. И структура центральная была нами подсечена нашей геофизикой еще в начале двухтысячных годов. Но, это структура расположена на глубине воды 600 метров. Уже сложно технологическое сегодня решение для освоения этого месторождения. Оно расположено на границе с Казахстаном. Поэтому было принято решение в свое время и подписано межправсоглашение, по которому был создан консорциум. Казахская сторона имеет 50 процентов и совместное предприятие «Газпрома» и «ЛУКойла» имеет 50 процентов. Сегодня «Газпром» и «ЛУКойл» финансируют геологоразведочные работы по этому соглашению. И да, хорошо был подготовлен объект и он дал открытие. Мы оцениваем, что это около 300 миллионов тонн условного топлива. Мы открыли крупное месторождение. Оно не уникальное, но оно крупное. И вводится оно, как правило, с момента первой разведочной скважины до ввода месторождения проходит как минимум семь лет. Где-то в 17-ом, 18-ом году мы введем это месторождение в эксплуатацию.
— Президиум правительства недавно одобрил законопроект о налоговых послаблениях для нефтяной отрасли. Вот, как вы считаете, что это для нефтяных компаний?
— После 91-го года у России не осталось новых подготовленных месторождений. И сегодня огромные инвестиции, которые требуют Тимано-Печора, север Ямало-ненецкого автономного округа, шельфы морей и восточная Сибирь, они, конечно, требуют внимательного отношения государства, потому что нефтяным компаниям, кроме разработки месторождений, еще необходимо строить инфраструктуру для доставки нашей продукции нашим потребителям. И мы считаем, что этот разрыв в средствах, который мы де-факто сегодня имеем даже при таком большом уровне цены, он сегодня услышан правительством. По нему подготовлен пакет. Это не одно законодательство. Это пакет законодательств, который, мы считаем, что он должен быть принят, что даст возможность нам не только стабилизировать добычу нефти, но обеспечить в будущем на ближайший среднесрочный период и рост добычи нефти на территории Российской Федерации.
— Очень многие аналитики сказали, что вот эти послабления, они будут провоцировать рост добычи нефти. То есть, получается, что Россия не хочет слезать с нефтяной иглы?
— А почему слезать с этой иглы? Она приносит сегодня доход. А какой объем добывать? Это все, как правило, четко просчитывается в долгосрочных планах, в том числе и в плане до 2020-го года, где так и прописано — «Рост добычи нефти». А если вы обеспечиваете, конечно, уже дополнительные средства. А, вот как расходовать разумно те деньги, и большие деньги, которые получает правительство за счет разработки нефтяных месторождений, это, конечно, вопрос уже в те органы, которые сегодня отвечают за рачительное расходование этих средств.
— Вот, что касается законопроекта. Там еще отмечено по поводу нефтепереработки. Сейчас проще будет после принятия этого закона делать высококачественное топливо? Цены на бензин растут просто как на дрожжах. И как остановить этот рост? Вот вы сами говорили о том, что можно без административных мер остановить, да? Не замораживать цены, не договариваться с нефтяными компаниями, — давайте нам условия. Вот, похоже, вас услышали. Но, они все равно растут, эти цены. Что нужно сделать, чтобы прекратить?
— Сегодня компания «ЛУКойл» не экспортирует бензин. 100 процентов бензина, который мы производим, а это почти 12 миллионов тонн, продаются на российском рынке. Рост потребления, который демонстрирует сегодня российская экономика, это и рост промышленного производства, это рост и благосостояния наших людей, это просто фантастический. А, что касается цен? Цены складываются не из желания нефтяных компаний. Сегодня потребители и Европа требуют не снижения цен на нефть, а участия государства в этом процессе за счет налоговой нагрузки. Сегодня в цене бензина почти 60 процентов стоимости — это цены, это налоги. Налоги. С первого июня еще поднялась налоговая экспортная пошлина как на нефть, там и на все нефтепродукты. Здесь должен быть двусторонний путь. Вот я думаю, что вот те решения, пакет решений, который сегодня предложат нефтяным компаниям, он может, в том числе, и затронуть наших потребителей стабилизировать цены на нефть или даже привести к тому, что начнет снижаться за счет тех налоговых решений, которые может принять государство.
— Если возвращаться к форуму, то там есть тема «Интеграция российский компаний на мировой рынок». И как ни вам знать, как это делается? Взять, например, в расчет ваш заправочный бизнес. У вас есть АЗС в Европе и в Америке. Вот как, сложно конкурировать в этом сегменте рынка? И продаете такой же бензин, что и в Москве, в России?
— Качество бензина, который мы продаем на территории Европейского сообщества, конечно, оно отвечает сегодняшним требованиям ЕС. С 1 января 2009 года это будет «Евро-5». На территории России наши стандарты сегодня позволяют продавать даже ниже «Евро-3». И мы сегодня продаем «Евро-3» и «Евро-4». Сегодня с какими трудностями сталкиваемся? То есть, сталкиваемся с тем, что российские компании сегодня, нарастив свой финансовый потенциал, технологический потенциал, конечно претендует на активное участие в энергетическом бизнесе европейских стран. Почему? Технологические цепочки наши достаточно жестко связаны со странами Европы. Особенно Восточной Европы. То есть, подача нашей нефти на европейские рынки сегодня связана и трубопроводами, и танкерными поставками. Конечно, у нас есть желание дойти до конечного потребителя. И, когда нас начинают пугать энергетической безопасностью, я этого не понимаю. В Болгарии один завод, который принадлежит нашей компании. После того, как мы купили его, у правительства Болгарии отпала проблема загрузки этого завода и мониторинга рынка. Другие страны диктуют о том, что пустить российские компании на свой рынок — это опасно для их безопасности. Я считаю, что энергетическая безопасность, она и строится на том, когда мы собираем всю технологическую цепочку, от скважины до заправочной станции в стране, которая нуждается в нашей товаре. Мы стремимся эту цепочку соединить.
— Такой вопрос, теперь министерство энергетики оно стало независимым? Что это дает?
— Появилась система отраслевого обмена информацией и отраслевого планирования и анализа ситуации. Раньше мы были все разобщены. Министерство промышленности и энергетики не было в состоянии проанализировать все. Сегодня министерство энергетики, я уверен, что оно будет отстаивать, в том числе, интересы государства в нашей отрасли, но в то же время будет обратная связь — отстаивать интересы отрасли перед другими ведомствами. Ведь не секрет, что у нас сегодня конфликтная ситуация между министерствами, внешними компаниями и поставщиками. Оборудованием и материалами, которые сегодня обеспечивают нашу стабильную работу, эту трудную продукцию. Вопросы мы должны выносить, это вопросы уже не коммерческих структур, это вопросы развития отраслей. И поэтому, я уверен, что вот эта система, когда есть вице-премьер, который курирует и объединяет интересы всех отраслей и отдельные министерства ,которые отстаивают и детально знают интересы своей отрасли, даст возможность в этом антагонизме найти решение тех вопросов, которые сегодня достаточно долгий период времени были в тупике.
Нефтепродукты на eOil.ru