В список журнала «Форчун» попали «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть Ойл» и «Сургутнефтегаз»
В список попали четыре российские компании: «Газпром», оказавшийся на 52-м месте, «ЛУКОЙЛ», занявший 110-е место, «Роснефть Ойл» и «Сургутнефтегаз» — соответственно, 323-е и 392-е места. По данным «Форчун», доход российского экономического лидера — «Газпрома» — составил в 2006 году $81 млрд 115 млн. Результат прекрасный, если учесть, что за год «Газпром» поднялся с 102-го места в списке до 52-го. Все, однако, познается в сравнении, — пишет «Профиль» .
В первой сотне лидеров оказались 34 американские компании. Германия участвует в первой сотне мировых гигантов двенадцатью компаниями, Франция и Британия — девятью, Япония — восемью, Нидерланды — пятью, Италия, Швейцария и Южная Корея — четырьмя, Китай — тремя, Испания — двумя и, наконец, Мексика, Бразилия, Бельгия и Норвегия, как и Россия, — по одной. В первой десятке наряду с абсолютным лидером по доходам американской торговой сетью «Вол-Март» оказались нефтяные гиганты: «Эксон Мобил», «Роял Датч Шелл», «Бритиш Петролеум», «Шеврон», «КонокоФиллипс» и французская «Тоталь»; а также знаменитые производители автомобилей: «Дженерал Моторз», «Тойота Мотор» и «ДаймлерКрайслер». Доход последней из первой сотни списка немецкой компании «Мюних Ре Груп» составил в 2006 году $58 млрд 183, 3 млн — в шесть с лишним раз меньше, чем у «Вол-Март», и только на 40 % меньше, чем у «Газпрома».
Россию часто называют энергетической супердержавой, поэтому российскому читателю, вероятно, интересно будет узнать, что все три китайские компании, вошедшие в первую сотню, тоже нефтяные и энергетические. Это нефтехимическая корпорация «Синопек», нефтяная компания «Чайна Нейшнл Петролеум» с суммарным доходом втрое большим, чем у «Газпрома», а также китайский аналог РАО ЕЭС — государственная компания «Стейт Грид», доход которой превышает доход «Газпрома» на 32 %.
Важный показатель — темпы роста компаний. Лидерами, по версии «Форчун», оказались итальянская «Юникре-дит Груп», увеличившая свои доходы за год на 165 % и поднявшаяся с 286-го места в списке 2005 года до 97-го места в 2007-м, и голландская «Миттал Стил», которая увеличила свои доходы на 109, 3 %. Российский «Газпром» занял 3-е место. Его доход вырос за тот же период на 59, 6 %.
В целом среди тех, кто заметно улучшил свое положение в 2006 году, чаще всего встречаются компании, оказывающие финансовые услуги, а также активно практикующие международный аутсорсинг — то есть выводящие элементы производства с относительно низкой добавленной стоимостью в страны дешевого труда. Какие выводы можно сделать из этого краткого анализа для России?
Первый: «Газпром», который выглядит монополистом внутри национальных границ, в мировом масштабе является крупной, но вполне заурядной фирмой. Между тем всего четыре года назад под эгидой бывшего премьер-министра Касьянова был разработан проект реформы «Газпрома», подразумевающий его расчленение на части. Одновременно Россия подвергалась сильнейшему давлению Запада, настаивавшего, разумеется, «в порядке либерализации российской экономики», на принятии этого проекта. Как считали эксперты, у проекта были все шансы быть реализованным. А если добавить, что к тому же времени относится и памятная попытка Ходорковского продать контроль почти над третью нефтяной отрасли России иностранцам, то какие только вопросы не могут возникнуть ?… Впрочем, эта опасность, Россию, кажется, миновала. Президент Путин жестко отбил в свое время атаки охотников за российской нефтяной отраслью. Но экономисты-то, проталкивавшие эти планы, остались на местах, а бывший премьер Касьянов, судя по всему, собирается баллотироваться в 2008 году в президенты России. Об этом стоит помнить.
Второй вывод связан со стратегической разницей в характере деятельности российских и зарубежных нефтегазовых гигантов. Они разрабатывают в основном зарубежные месторождения. Те же китайские компании вступили в жесткую борьбу за ресурсы по всему миру: в Западной Африке, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке — повсюду, куда могут дотянуться. «Газпром» и российские нефтяные компании, напротив, в основном разрабатывают национальные ресурсы. В лучшем случае их деятельность распространяется на территорию бывшего СССР, хотя есть некоторые проекты и в Иране, но они не делают погоды. В краткосрочной и даже среднесрочной перспективе это не катастрофа. Однако запасы нефти в России не так уж и велики. По разным оценкам, они составляют всего около 3 % мировых. С газом у России дела обстоят лучше, но многие из месторождений труднодоступны, и их разработка очень недешева. Поэтому, имея в виду стратегическую перспективу, сегодня самое время российским нефтяникам и газовикам подумать о более активном расширении добычи далеко за пределы России.
И последний вывод: если создание крупных фирм, получающих прибыль за счет переноса нужных России, но не приносящих высокой добавленной стоимости производств в страны дешевого труда за короткий срок трудно осуществимо, то отсутствие среди 500 мировых лидеров российских финансовых компаний, прежде всего банков, — это свидетельство неоправданной слабости российских финансовых институтов. Если и говорить о рациональном применении накопленных за последние годы Россией средств, то создание хотя бы одного банка мирового класса, способного заместить внешнее кредитование российской экономики, кажется наиболее эффективной стратегией.
Нефтепродукты на eOil.ru