В России могут создать самую дешевую нефть
Государственная компания «Транснефть» предложила создать новый сорт нефти Urals Heavy. Она будет дешевле обычного Urals. «Транснефть» предлагает создать новый сорт российской нефти — Ural Heavy, заявил директор департамента планирования и учета грузопотоков компании Игорь Кацал на общественном совете. Предполагается, что основой нового сорта станет нефть Уральско-Поволжского региона, которая будет частично выведена из основной российской экспортной смеси Urals.
В России уже существует несколько основных сортов нефти: тяжелая смесь Urals (цена рассчитывается с дисконтом от Brent), легкая нефть Siberian Light (добывается в Ханты-Мансийском округе), ESPO (марка восточносибирской нефти), Sokol (Сахалин-1), Vityaz (Сахалин-2), арктический сорт ARCO (месторождение Приразломное, разрабатываемое «Газпром нефтью»).
Нефть сорта Ural Heavy будет отличаться от сорта Urals более высоким содержанием серы: 2,3–3,5% вместо 1,3–1,7% соответственно. По мнению Кацала, отгружать нефть потребителям можно будет в порту Усть-Луга в объеме до 30 млн т нефти в год.
По словам официального представителя «Транснефти» Игоря Демина, в России ежегодно добывается 84 млн т нефти с высоким содержанием серы. Такая нефть есть у «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Татнефти», «Башнефти» и других компаний.
Кацал на экспертном совете «Транснефти» сообщил, что из России ежегодно экспортируется порядка 60 млн т высокосернистой нефти и каждый год этот объем увеличивается на 2,5 млн т. По его словам, создание нового сорта позволит компаниям избежать дисконта, который они вынуждены будут делать, если объемы продажи высокосернистой нефти под маркой Urals продолжат увеличиваться.
Вице-президент компании «Транснефть» Сергей Андронов в декабре прошлого года оценивал затраты на строительство трубопровода из Усть-Луги для высокосернистой нефти порядка 2,5 млрд руб., а срок строительства — один год.
По мнению старшего аналитика Sberbank CIB Валерия Нестерова, проблема повышения сернистости и плотности российской нефти станет особенно актуальна в 2018 году из-за прироста добычи сернистой и битумной нефти. Это время можно использовать на согласования строительства трубы. Эксперт полагает, что выделение сернистого потока нефти ухудшит экономику тех компаний, которые добывают большое количество такой нефти, особенно «Татнефти» и «Башнефти», хотя такая нефть есть и у других компаний. «Вряд ли такие компании согласятся на появление сернистого потока без получения преференций от государства или налоговых льгот. Те компании, которые добывают немного высокосернистой нефти, не понесут экономических потерь и могут даже выиграть за счет улучшения характеристик сорта Urals и роста его стоимости», — считает Нестеров. Потеря бюджета от снижения экспортных пошлин за поставки сернистой нефти будет также компенсирована подорожанием более легкой Urals, добавляет он.
Демин поясняет, что выделение отдельного сернистого сорта нефти также поможет защитить оборудование на НПЗ от износа и коррозии. На качество нефти жалуются заводы центральной группы, например Киришский НПЗ, который принадлежит «Сургутнефтегазу». В конце августа прошлого года президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов уже обращал внимание вице-премьера Аркадия Дворковича на ухудшение качества нефти, поступающей на НПЗ. «Ряд европейских компаний, в том числе венгерская MOL и финская Neste, недовольны снижением качества поставляемой из России нефтяной смеси Urals», — говорил Алекперов журналистам в декабре прошлого года со ссылкой на жалобы потребителей.