В какую цену барреля верят нефтяные магнаты
$170 за баррель через 20 лет: глава «Роснефти» Игорь Сечин, пожалуй, единственный из экспертов отрасли, кто смотрит сразу так далеко и так оптимистично. В ближайшие годы о такой цене можно не мечтать, уверены участники нефтяной отрасли, с которыми РБК поговорил на форуме в Петербурге.
Вагит Алекперов, основной владелец компании ЛУКОЙЛ: Мы считаем, что цена на нефть достигла своего дна в $59–60. Это тот уровень, ниже которого цена в ближайшее время, наверное, не снизится. Мы ждем, может, не резкого, но стабильного, консервативного роста в ближайшие три года. Но я не думаю, что в этот период цена достигнет $70 за баррель.
Михаил Гуцериев, основновной владелец нефтяных компаний «РуссНефть» и «Нефтиса»: Я не думаю, что до конца года что-то изменится. Меня больше волнует курс рубля к доллару, потому что он сегодня больше влияет на экспортеров. Учитывая, что мы львиную долю своей продукции экспортируем, для нас очень важен курс. За счет курсовой разницы за прошлый год мы потеряли более миллиарда долларов. Цена нефти $60 за баррель при курсе 60 руб. за доллар — это оптимальная формула. Если курс будет 50 руб. за доллар, цена должна быть $75–80 за баррель.
Торбьорн Торнквист, гендиректор и основной владелец нефтетрейдера Gunvor: Очевидно, никто этого не знает, но я думаю, что рынок стабилизировался, поэтому осторожно предположу, что цена на нефть будет больше чем сейчас, но не значительно.
Андрей Кузяев, бывший глава LUKOIL Overseas: Предложение на рынке нефти чуточку сбалансировалось, и я думаю, что нас ждет достаточно стабильная ситуация с ценами между $60 и $70 за баррель. Я очень надеюсь, что к концу года мы увидим $70 за баррель. Но все это будет зависеть еще и от того, как будет чувствовать себя мировая экономика. Если будет рост, если добыча сланцевой нефти в США упадет в течение шести месяцев, цена пойдет вверх.
Роберт Дадли, главный исполнительный директор BP: Год назад, 19 июня 2014 года, нефть стоила $115 за баррель. Сейчас $63. Трудно было такое себе представить, таким компаниям, как наша, пришлось реагировать очень быстро. Мы не надеемся на то, что нефть скоро вернется к $100 за баррель. Поэтому мы решили сократить капиталовложения в зарубежные проекты.
Александр Новак, министр энергетики РФ: На рынке работает очень много незавиcимых публичных компаний, очень много стран добывают нефть. Страны, которые раньше потребляли, теперь активно добывают. Основной вызов заключается в том, что появились новые технологии, прогресс позволяет разрабатывать те запасы, которые раньше считались нерентабельными. Сланцевая нефть — это огромный пласт. Когда США начали наращивать запасы, цена держалась на уровне $100 за баррель. Так было до 2014 года. Рост добычи в США компенсировал снижение производства в Ираке, Иране и Ливии. Но при цене $100 стало возможным привлекать большие инвестиции, и предложение начало превышать спрос. Сейчас рынок будет приходить к равновесию, но этот процесс займет второе полугодие 2015 года и 2016 год. По оценке экспертов, долгосрочная цена — это $60–70 за баррель.
Аркадий Дворкович, вице-премьер РФ: Нефтяные циклы — достаточно регулярная вещь, они идут с разной периодичностью, разное количество лет проходит между взлетами и падениями. Было падение в 2009 году, тоже примерно до таких же уровней, есть падение и сейчас. Отличие состоит в том, что изменилась ситуация с добычей нефти в США, это один из крупнейших рынков сбыта, а теперь и одна из крупнейших добывающих стран. Очевидно, традиционные производители не хотят терять свои позиции, свою долю на рынке и делают все, чтобы при приемлемых ценах уровень добычи и продаж остался на приемлемом уровне. Мне кажется, постепенно нащупывается равновесная цена. Думаю, что при нынешней ситуации равновесная цена находится где-то между $70 и $80 за баррель, мы не так уже далеко от этих значений. Но на то, чтобы цена вышла и закрепилась на этом уровне, потребуется время — сколько месяцев, сказать сложно, я бы сказал, от трех месяцев до года. Здесь очень сильно все зависит от инвестиционных циклов, в том числе и в США, от политических предпочтений в тот или иной период в отдельных странах.
Александр Дюков, генеральный директор «Газпром нефти»: Среднесрочная цена на нефть достигнет $75 за баррель. Производителей нефти устроит цена $75–80 за баррель. Если низкие цены на нефть сохранятся, компании не смогут заместить выпадающие запасы, наращивать инвестиции в проекты. В долгосрочной перспективе она может достигнуть $110 за баррель.
Али Аль-Наими, министр нефти Саудовской Аравии: Мы надеемся, что увидим положительную реакцию на рынке, и это будет правильно, поскольку наша цель — убедить всех в том, что нефтяной рынок всегда будет настолько сбалансированным, насколько это возможно. И сегодня две крупнейшие страны, которые добывают нефть, — Россия и Саудовская Аравия — двигаются вместе, подтверждая это правило.