В Госдуме считают, что ситуацию, когда недропользователь в любой конфликтной с государством ситуации безнадежно проигрывает, нужно менять
В Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию на тему: «Вопросы совершенствования нормативной правовой базы в части уменьшения административных барьеров и повышения ответственности органов власти за соблюдение законодательства в области недропользования».
Прослушав три доклада и около двух десятков выступлений, участники парламентских слушаний пришли к неутешительному выводу: законодательство о недрах и смежная с ним нормативно-правовая база — крайне противоречивы, и решать эту проблему надо незамедлительно. Как справедливо заметила руководитель комитета-организатора слушаний Наталья Комарова: — Нам надо навести порядок в этой области. Слишком большое у нас богатство, и интересует оно не только Россию. Постараемся же по хозяйски этим распорядиться».
Главный специалист — государственный инспектор Управления охраны окружающей среды и природопользования Кировской области Галина Акпарисова на слушаниях отмечала: «Недра Кировской области не так богаты полезными ископаемыми как соседних с нами регионов (Пермский край или Республика Коми), где минирально-сырьевая база является основным бюджетообразующим фактором. Однако в нашей области, в одной из первых в России, был создан специально уполномоченный орган правительства области в сфере регулирования отношений недропользования. Этот факт является свидетельством самого пристального внимания органов власти области к вопросам управления государственным фондом недр в рамках полномочий субъекта РФ. Вопрос, вынесенный в повестку дня настоящих парламентских слушаний, является весьма актуальным и своевременным особенно в условиях постоянно изменяющегося правового поля в сфере недропользования. Действующий на сегодня Закон РФ «О недрах», подобно лоскутному одеялу, все более и более обрастает поправками (по две в год, с 1992 г. – 11!), но при этом остаются неурегулированными многие вопросы».
Среди неурегулированных вопросов Г. Акпарисова назвала: участие органов государственной власти субъекта РФ в организации обеспечения функционирования государственной системы лицензирования; участие этих же органов в организации государственного геологического изучения недр, в организации и проведении конкурсов и аукционов; кроме того, не определено даже и само понятие «участок недр местного значения». Г. Акпарисова привела в своем выступлении множество примеров, когда «непрописанность» федерального закона, с одной стороны, мешает местной власти развивать свой регион, а с другой, толкает их на различные ухищрения.
Выступление Г. Акпарисовой можно было бы, наверное, посчитать частным случаем. Но ее поддержали выступавшие позже представители Калужской, Костромской, Ивановской областей. И даже заместитель председателя правительства Республики Дагестан Джапарбег Шамхалов.
Кстати, Республика Дагестан, в отличие от названных выше областей нефтегазоносный регион. Но и в тех субъектах РФ, где добываются углеводороды, ситуация в недропользованием далека от идеальной. Так, начальник геологического управления компании «Сургутнефтегаз» Надежда Сергеева сообщила, что для решения одного лишь вопроса потребовалось собрать 15 тысяч подписей! А если сюда добавить сроки получения, например, землеотвода (до двух лет), и права на получение разрешений на бурение и разработку месторождения (тоже до двух лет), да еще надо и получения лицензии дождаться… Что это все, если не административные барьеры? Ситуация лишь усложняется, когда компания (как тот же «Сургутнефтегаз») работает на территории нескольких субъектов федерации.
Участники слушаний сошлись во мнении, что актуальность обеспечения баланса интересов государства и недропользователей обуславливает необходимость создания эффективной и стабильной правовой базы функционирования компаний и федеральных органов управления государственным фондом недр, а также совершенствование формальных и неформальных институтов и механизмов регулирования социально-экономических отношений в этой сфере. Все это требует целенаправленных и совместных усилий органов государственной власти и бизнес-сообщества.
Необходимо совершенствование правовое регулирование в сфере подготовки и рассмотрения проектных документов на разработку месторождений полезных ископаемых. Сейчас нормативными актами не урегулированы порядок, требования к содержанию документации, сроки ее подготовки и рассмотрения, не разграничены компетенции федеральных органов исполнительной власти (одни и те же документы приходится представлять в разные сроки в Центральную комиссию по разработке, в Роснедра, в Ростехнадзор и другие организации) в вопросах рассмотрения такой документации. Не проще ли было бы, задавались вопросом участники слушаний, создать единый межотраслевой компетентный орган? А пока рассмотрение проектных документов может проходить годами. В результате, пользователь недр не может приступить к промышленной разработке, или же приступает к работам на свой страх и риск без документов. Что само по себе уже нарушение закона.
Заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам и природопользованию Валерий Прозоровский в своем выступлении отмечал: «Государственно-частное партнерство с понятными и рассчитанными на долгую перспективу «правилами игры» – залог того, что инвестиции частных компаний будут вложены в разработку недр с пользой как для пополнения казны, так и извлечения прибыли недропользователем.
Однако «правила игры» у нас в стране постоянно меняются, что становится серьезным препятствием для привлечения инвестиций. И хуже того, эти правила одна сторона – государство – может трактовать в свою пользу, опираясь на несовершенство законодательства и на подзаконные акты, которые само и разрабатывает.
Поскольку «де-факто» все ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) у нас в стране лишь относительно независимы, недропользователь в любой конфликтной с государством ситуации безнадежно проигрывает. Примеров можно привести бесчисленное множество».
Недропользователи – тоже не безгрешны, продолжил В. Прозоровский. Попыткам использовать ими прорехи в законодательстве в собственных интересах тоже нет числа. Это дает основания для обвинения их в различных нарушениях. В результате с помощью средств массовой информации у населения, общественности формируется образ «расхитителей недр» и обеспечивается поддержка общественным мнением репрессивных мер государства по отношению к частным компаниям, их фактическим владельцам, к частному капиталу в целом. Благо – настроения верховенства государства во всех делах и нелюбви к «олигархам», частному капиталу вообще и к зарубежному в особенности в народе сильны.
Капитал идет туда, где не только есть возможность извлечь максимальную прибыль, но и имеются надежные гарантии вообще его не потерять в неравной борьбе с чиновничьим произволом либо с государственной машиной, если вдруг сменилась политическая конъюнктура и экономическая обстановка. Отсюда вывод: вопрос уменьшения административных барьеров и повышения ответственности органов власти за соблюдение законодательства в области недропользования надо решать комплексно, — считает В. Прозоровский.
В результате обсуждения вопроса участники парламентских слушаний приняли рекомендации правительству по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере недропользования.
Наталья Комарова в заключение слушаний подчеркнула: «Мы пришли к выводу, что необходима глубокая инвентаризация всей нормативно-правовой базы и связанной с ней законодательной в сфере недропользования. И при этом надо помнить, что цели и задачи государства и недропользователей едины – обеспечение интересов Российской Федерации».
Кстати, в этот же день стало известно, что Министерство юстиции РФ не поддержало очередной законопроект «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О недрах». Авторы документа — депутаты Законодательного собрания Иркутской области — предлагали наделить органы государственной власти субъектов федерации полномочиями по принятию решений о проведении конкурсов и аукционов на право пользования участками недр для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (по совмещенной лицензии). Кроме того, предлагалось передать им полномочия по установлению порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование этими участками недр. По материалам oilru.com