В августе в Украине на 5-7% подешевеет бензин и дизтопливо
Горючее в августе подешевеет на 5-7%. Это следствие удешевления нефтепродуктов на европейском рынке, стоимость которых снизилась на 10%. Когда продавцы в Украине израсходуют бензин и дизтопливо, купленные ещё по высоким ценам, — они подешевеют.
Эксперт Сергей Куюн, исполнительный директор консалтинговой компании UPECO, заявил, что падение цен — вопрос честности продавцов. По его словам, розничные торговцы в пору сезонного повышения спроса на топливо не захотят отказываться от прибылей. Но подорожания топлива уж точно не допустят.
— Нефть продолжает падать в цене: предложение намного превысило спрос
Подорожание нефти, и, как следствие, бензина, в последнее время было процессом постоянным: каждый день сводки с мировых бирж заставляли всё большее число автовладельцев оставлять свои машины в гаражах и на стоянках. После падения рынка ипотеки в США спекулятивный капитал требовал новой площадки для игры.
В этом плане идеальным оказался рынок нефтепродуктов. Политика многих стран способствовала ценовым скачкам, что открывало финансистам возможность зарабатывать огромные деньги, подстёгивало интерес бизнеса и увеличение потребления нефти развивающимися странами — в первую очередь, Индией и Китаем.
Свою долю внесли и учёные, постоянно напоминающие, что запасы натуральных ресурсов близки к завершению. Нефть стала причиной бурной активности на биржах, но, памятуя о раздутых ценах на жильё, в определённый момент игроки, опасаясь эффекта мыльного пузыря, начали осторожнее её покупать — спрос стал падать, а соответственно и цена.
Бензин на украинских заправках, по сравнению с Западом — самый дешёвый. Ниже цена только в Беларуси и России. Эксперты UPECO отмечают, что кроме последних двух стран, начальные цены для всей Европы, включая и Украину, одинаковы, но в то же время разброс очевиден, передает NEWSru.ua.
К примеру, самый дорогой бензин в Турции: один литр в пересчёте на украинскую валюту туркам обходится почти в 20 гривен. В Румынии литр бензина и дизельного топлива стоит в отечественном эквиваленте 13,6 и 15,4 соответственно, а в Болгарии — 14,8 и 16 грн.
В западной Европе цены на топливо и того выше. Это не значит, что розничные продавцы в Турции зарабатывают на 13 гривен на литре больше, чем украинские. Всё дело в государственной политике: в той же Турции самый высокий налог на продажу топлива, в Украине же он один из самых низких.
Эта ситуация помогает розничным продавцам увеличивать свои доходы, но эксперты отмечают, что затраты на содержание АЗС в Украине постоянно растут, поэтому повышение цен не является спекуляцией. Сергей Куюн заявляет: «Цена бензина и дизельного топлива, установившаяся в Украине, — объективна».
Украина практически получила то, к чему стремилась, — интегрировалась в мировую экономику настолько, что стала чутко реагировать на изменение стоимости литра топлива, скажем, на заправке под Лондоном. И в будущем эта реакция будет усиливаться.
Эксперты сейчас могут прогнозировать цены только на ближайшие месяц-два. Сколько будет стоить литр А-95 весной 2009 года, вряд ли кто возьмётся сказать. Всё зависит от мирового спроса на нефть, действий спекулятивного капитала, а также от политики, проводимой крупнейшими государствами.
Нефть продолжает падать в цене: предложение намного превысило спрос
Тем временем новости с мировых площадок обнадёживают: нефть подешевела ещё на 4 доллара за баррель, и в первую очередь это вызвано сокращением спроса на топливо в США и Японии.
Цена фьючерсного контракта на нефть марки WTI на сентябрь в электронной системе Нью-йоркской товарной биржи утром 24 июля упала до 124,23 долларов за баррель. Цена сентябрьского контракта на WTI в четверг рухнула на 3,98 доллара, достигнув отметки 124,44 доллара за баррель. Это минимальное значение котировки с 4 июня.
Спрос на нефтепродукты в США сократился на неделе с 12 по 18 июля до 19,9 млн баррелей в сутки, что является минимальным показателем с января 2007 года.
Япония в июне импортировала нефти на 0,7% меньше, чем в прошлом году. Ввоз углеводородного сырья в страну сократился впервые за 9 месяцев, и аналитики сходятся во мнении, что причиной падения спроса на топливо является непрекращающийся рост его стоимости.
В то же время данные Международного энергетического агентства свидетельствуют, что нынешние цены на горючее — спекулятивны. Во втором квартале 2008 года мировой спрос на нефть составил 86,1 млн баррелей в день, добыча — 86,6 млн. Превышение предложения над спросом — 500 тыс баррелей в день, и оно почему-то не способствовало снижению цен.
Это постоянное снижение цен на нефть многие аналитики расценили как поворотный момент в непрерывной ценовой гонке. Такого шока в США не помнят с 17 января 1991 года, начала войны в Персидском заливе, когда правительство США выбросило на рынок стратегический резерв.
«Для меня нет никакого вопроса в том, что на рынке (нефтяных фьючерсов) возник пузырь. Мы можем наблюдать ещё одну-две контратаки из последнего бастиона, но лишь вопрос времени в том, когда пузырь лопнет», — считает Фэйдл Гейт, управляющий директор и старший нефтяной аналитик инвестиционной Oppenheimer & Co.
«Каждому известно, что рост спроса на нефть не существовал в реальности ни в США, ни в Европе. И если дела в развивающемся мире ощутимо хуже, чем ожидалось, то в конечном счёте этот приведёт к переизбытку предложения», — заявил в комментарии сайту Marketwatch Джефф Спайтел, нефтяной аналитик специализированного инвестиционного банка Natixis Bleichroeder.