В Арктике возможны заморозки
В американском Анкоридже (Аляска) прошла международная конференция по Арктике, на которую собрались представители 20 стран. На фоне украинского кризиса арктическая проблематика остается одной из немногих сфер практического взаимодействия между РФ и Западом. Впрочем, и она находится под угрозой. Руководство ВМС США обвиняет Россию в наращивании в Арктике военного присутствия. В МИД РФ выдвигают Западу ответные претензии, уличая в «попытках привнести в регион элементы конфронтации». Эксперты, впрочем, надеются, что Арктика останется областью сотрудничества, пусть и окруженного «атмосферой соперничества и холодной войны».
В международной конференции по глобальному лидерству в Арктике (GLACIER), организованной Госдепартаментом США, приняли участие более 450 делегатов из 20 государств, в том числе восьми стран—участниц Арктического совета. На Аляску приехал и Барак Обама. Сегодня он станет первым президентом США, посетившим американские территории за полярным кругом. Речь идет о поселке Коцебу, визит в который неслучаен. Ключевой темой конференции была борьба с глобальным изменением климата. Коцебу же из-за эрозии почвы, вызванной таянием арктических льдов, может постепенно уйти под воду.
Большинство стран Арктического совета были представлены в Анкоридже на уровне министров иностранных дел. От России же на Аляску поехали посол РФ в США Сергей Кисляк и посол по особым поручениям МИД РФ Владимир Барбин. Напомним, что и предыдущая встреча на высоком уровне по этой же тематике — апрельское заседание министров Арктического совета в канадском Икалуите — прошла в отсутствие главы МИД РФ Сергея Лаврова. Как тогда писал «Ъ», главной причиной отмены визита стала позиция Канады, которая из-за разногласий вокруг Украины отказалась подписывать с РФ юридически обязывающее межправительственное соглашение «О сотрудничестве в сфере предупреждения загрязнения морских районов Арктики нефтью в результате нефтегазовой деятельности судоходства» (см. «Ъ» от 23 апреля).
Участники форума в Анкоридже, впрочем, призывали не делать далеко идущих выводов. «Абсолютно необходимо, чтобы отмечающееся сейчас в Европе и за ее пределами повышение градуса конфликтности не распространялось на Арктику. Пока что нам удается этого избегать»,— заверил глава МИД Норвегии Берге Бренде. По его словам, приоритетными областями сотрудничества для Осло и Москвы остаются защита арктической природы, регулирование рыболовства и обеспечение ядерной и радиационной безопасности в регионе.
В схожем духе высказываются в Госдепартаменте. В пятницу в ходе брифинга высокопоставленный представитель ведомства назвал двусторонние отношения по арктической проблематике «в целом хорошими», отметив: «действия России на Украине и в Крыму» на них повлияли несильно. Дипломат также дал понять, что попытки России расширить границы своего континентального шельфа в Арктике полностью соответствуют международным нормам — в частности, Конвенции ООН по морскому праву.
Напомним, в начале августа Россия подала в ООН заявку на расширение границ шельфа за счет присоединения хребта Ломоносова и других образований, имеющих континентальную природу. РФ претендует на территорию площадью около 1,2 млн кв. км. Общаясь с журналистами перед встречей в Анкоридже, представитель Госдепартамента похвалил российских специалистов за проделанную научно-исследовательскую работу, призванную подкрепить заявку фактами.
Впрочем, не все аспекты деятельности Москвы в Арктическом регионе вызывают у Вашингтона столь благожелательное отношение. В начале августа командующий береговой охраной США адмирал Пол Зукунфт обвинил Россию в «милитаризации Арктики» и не исключил, что в будущем «для защиты суверенитета США в арктических областях» на американские ледоколы будет устанавливаться вооружение. О том, что «Россия длительное время концентрируется на деятельности в Арктике», заявил и адмирал Джон Ричардсон, который в сентябре займет пост начальника штаба ВМС США. Американские военные моряки напоминают, что последний тяжелый ледокол был построен в США около 40 лет назад, в то время как Россия активно расширяет и модернизирует свою военную группировку в Арктике.
В Москве выступают с ответными претензиями. Еще в июне в МИД РФ отметили «попытки Запада привнести в регион элементы конфронтации». «В Арктике сегодня нет вызовов, которые имели бы военную природу и предполагали силовые решения, в особенности активизацию на Крайнем Севере деятельности НАТО и втягивание в нее внеблоковых государств,— говорилось в сообщении по итогам заседания коллегии МИДа.— Вместе с тем Россия готова реагировать на новую ситуацию, имея соответствующий потенциал для обеспечения интересов своей национальной безопасности». В чем именно может состоять эта реакция, дипломаты пояснять не стали.
По мнению директора Московского центра Карнеги Дмитрия Тренина, Арктика остается «преимущественно областью сотрудничества» между РФ и Западом. «Претензии, которые государства выдвигают на те или иные участки континентального шельфа, пересекаются друг с другом лишь в незначительной степени,— заявил «Ъ» эксперт.— Изменение климата, таяние льдов делает Арктику пригодной для судоходства. Но это тоже скорее сфера сотрудничества — даже если соперничество есть, то оно коммерческое, а не геополитическое».
Комментируя взаимные обвинения в милитаризации Арктики, Дмитрий Тренин утверждает: пока речь идет лишь о «надувании щек и игре мускулами». «Серьезной конфронтации и гонки вооружений нет. Нет и ощущения того, что опять наступили судьбоносные времена, когда будущее мира зависит от противостояния России и Запада»,— отмечает он. После чего, впрочем, резюмирует: нынешняя «атмосфера соперничества и холодной войны» сотрудничество в Арктике серьезно ограничивает и затрудняет.