Установление единой экспортной пошлины: есть ли смысл?

На прошедшей неделе спотовые цены в крупнооптовом секторе российского рынка нефтепродуктов продолжили уходить в понижение, однако, динамика цен характеризовалась разнонаправленным движением, хотя отрицательная коррекция преобладала. К концу недели наблюдалось движение в положительную сторону цен на бензин, в основном это связано с увеличением разрыва между стоимостью бензинов высокооктановой и низкооктановой марки. Таким образом, с увеличением спроса на низкооктановый бензин 76/80 цены на него несколько поднялись.
На этой неделе правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле под руководством первого вице-премьера Виктора Зубкова намерена одобрить согласованное ведомствами предложение Минэнерго об установлении единой пошлины на светлые и темные нефтепродукты на уровне 54% от ставки этого платежа на нефть. Новация не скажется на уровне налоговой нагрузки компаний, а также в условиях кризиса может не достичь и своей главной цели — повышения глубины переработки нефти и модернизации НПЗ.
Предложение объединить действующие ставки на экспорт темных и светлых нефтепродуктов в единую ставку содержалось в так называемом «втором налоговом пакете» Минэнерго — наборе мер по стимулированию нефтедобычи, предполагавшем, в частности, снижение не облагаемой НДПИ цены барреля нефти с $15 до $25. Как сообщил заместитель руководителя отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович, межведомственная рабочая группа, созданная при Минэнерго по распоряжению вице-премьера Игоря Сечина, в начале октября согласовала механизм уравнивания ставок — единую пошлину правительству рекомендовано установить на уровне 54% от ставки пошлины на сырую нефть. — сообщает «КОММЕРСАНТЪ».
Напомним, с 1 октября 2008 года пошлина при экспорте нефти равна $372,2 с тонны сырья. На светлые нефтепродукты ставка платежа составляет $263,1 (63,4% от нефтяной пошлины), на темные — $141,7 (38%). По словам Саковича, поскольку согласованные Минфином 54% являются нынешним уровнем средней пошлины с корзины нефтепродуктов, нововведение практически не скажется на доходах бюджета и нефтяных компаний. В проигрыше, по его мнению, окажутся лишь отдельные предприятия, специализирующиеся на экспорте мазута, налоговая нагрузка на который возрастет. (подробнее см. http://eoil.ru/news/30194)
Выравнивание пошлин фискальных целей не преследовало изначально. «На самом деле выравнивание пошлин направлено в первую очередь против неконтролируемой деятельности мини-НПЗ, которые технологически не могут производить качественный бензин и гонят мазут на экспорт для дальнейшей переработки,- заявил на условиях анонимности источник в отрасли.- Количество таких заводов не поддается учету. Только лицензий на этот вид деятельности выдано несколько сотен, оценить же объем перерабатываемой ими нефти нельзя, поскольку зачастую она ворованная». По его словам, прежде всего речь идет о южных регионах России, в которых владельцы таких мини-НПЗ тесно связаны с местными администрациями. «Там доля контрафакта на рынке бензина доходит до 30%. Выравнивание пошлин сделает бизнес подобных производств если не убыточным, то хотя бы малорентабельным»,- полагает источник.
В целом же для рынка, считают аналитики, унификация пошлин в сложившихся условиях окажется малоэффективной мерой. «Отрасль страдает не столько от высоких налогов, сколько от политических рисков (любой успешный бизнес могут отобрать) и монополизма (компании работают в неравных условиях). На эти два фактора принимаемые властями меры никакого влияния не оказывают»,- сказал Михаил Крутихин из Rusenergy.

Бензин АИ-92

13 октября на Торговой площадке eOil.ru средневзвешенная цена продажи бензина марки Аи-92 не изменилась и сохранилась на уровне 20 232 руб. за тонну, объем предложения также остался без изменений и составил 2 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки также осталась стабильной и составила 17 785 руб. за тонну при объеме спроса 4,2 тыс. тонн.

Дизельное топливо (летнее)

13 октября стоимость дизтоплива летнего на Торговой площадке eOil.ru сохранилась на прежнем уровне, как и объем предложения. Так, средневзвешенная цена продажи составила 19 544 руб. за тонну при величине объема предложения 3,8 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки также не изменилась и составила 17 591 руб. за тонну при стабильном объеме спроса 3,72 тыс. тонн.

P.S. Вчерашняя корректировка динамики нефтяного рынка в сторону повышения обусловлена частичным восстановлением доверия к финансовой системе после действий правительств США и стран Европы по борьбе с кризисом. Некоторые аналитики полагают, что несмотря на возродившийся оптимизм, данных мер будет недостаточно, чтобы предотвратить глобальную рецессию и ослабить опасения, глубоко засевшие в сознании общественности. Компания Goldman Sachs Group Inc. сократила свои прогнозные цены уже второй раз за год. Они признают, что недооценивали глубину и продолжительность мирового финансового кризиса, а также его влияние на дальнейшее экономическое развитие и величину спроса. (подробнее см. http://eoil.ru/news/30232)

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Россия планирует проложить новый газовый маршрут в Китай
Россия рассматривает возможность строительства еще одного газопровода в Китай, на этот раз через Казахстан, способного поставлять до 35 млрд куб. м природного газа в год.
Нераспроданная нефть Анголы сигнализирует о снижении спроса со стороны Китая
Темпы продаж ангольской нефти, отгружаемой в декабре, ниже обычного: около трети партий все еще ищут покупателей.