Украинские НПЗ захлебнутся российским бензином
Вчера правительство России объявило о снижении с 1 октября экспортной пошлины на нефтепродукты. Для бензина и дизельного топлива ставка снизится с $372,2/т до $263,1/т, мазута — с $183/т до $141,7/т, сообщил заместитель начальника отдела таможенных платежей минфина России Александр Сакович. Ранее планировалось, что экспортная пошлина в октябре, напротив, вырастет.
Украина потребляет около 16 млн т нефтепродуктов в год: по 5 млн т бензина и дизтоплива и 6 млн т мазута. В стране работают шесть НПЗ: Лисичанский (контролируется ТНК-ВР), Одесский (ЛУКОЙЛом), Херсонский (Игорем Еремеевым), Дрогобычский, Надворнянский (подконтрольными группе «Приват» ОАО НПК «Галичина» и ОАО «Нефтехимик Прикарпатья») и Кременчугский (СП «Нафтогаза» и «Татнефти»). Их мощности превышают 52 млн т в год, средняя загрузка — 11%.
Как сообщает КОММЕРСАНТЪ, после снижения экспортных пошлин на нефтепродукты российские компании вытеснят с рынка продукцию украинских НПЗ, считает гендиректор НПК «Галичина» Александр Лазорко. «Мы окажемся в сложном положении — российское топливо значительно дешевле нашего. Сейчас наша рентабельность и так всего 3-4%, если мы будем вынуждены еще и снизить цены, перерабатывать нефть станет невыгодно»,- соглашаются в пресс-службе «Нефтехимика Прикарпатья».
В российской компании ЛУКОЙЛ комментировать снижение ввозных пошлин отказались, а получить комментарий ТНК-ВР вчера не удалось. Ранее президент «ТНК-ВР Коммерс» Сергей Лизунов отмечал, что рентабельность украинских НПЗ не превышает 4% и если правительство не примет меры для поддержания нефтепереработки, ее постепенно вытеснит импорт.
Остановка работы НПЗ вызовет также дефицит мазута, уверен гендиректор сети АЗС «Галич-петроль» Богдан Радько. «Если светлые нефтепродукты Украина в основном импортирует, то потребность в мазуте удовлетворяют наши НПЗ. Поэтому если заводы прекратят производство, накануне отопительного сезона может возникнуть дефицит этого топлива»,- соглашается заместитель директора исследовательского центра «Психея» Геннадий Рябцев.
Впрочем, член комитета Верховной рады по ТЭК Олег Зарубинский утверждает, что парламент намерен вмешаться в ситуацию на рынке и уже в ближайшее время рассмотреть законопроект об увеличении импортных пошлин на бензин и дизтопливо. «В противном случае мы окончательно загубим нефтепереработку и сделаем рынок неконтролируемым. Ведь с владельцами НПЗ всегда можно договориться и об объемах поставок, и о цене, а с импортерами — нет»,- объясняет он.
Нефтепродукты на eOil.ru