Украинская нефтепереработка: зима заморозила заводы
Нефтеперерабатывающая отрасль Украины, хотя и продемонстрировала в ноябре позитивную производственную динамику, по итогам года существенно сократит объемы переработки и ухудшит финансовый результат своей деятельности. Свою роль играет и объективное падение объемов потребления топлива из-за экономического кризиса, накладывающееся на обычный зимний спад.
Несмотря на то, что в ноябре украинские НПЗ существенно нарастили объемы производства, по итогам 11 месяцев с.г. происходит резкое падение производственных показателей. Объемы переработанной нефти и производство светлых нефтепродуктов сократились в среднем на четверть, а мазута — сразу на треть. В целом, суммарная загрузка украинских НПЗ сократилась на 6,5%, до чуть более 19% от установленных производственных мощностей. Соответственно, выросли и простои производства — с 922 до 936 дней.
И общее падение производства, и ноябрьский всплеск диктовались в первую очередь динамикой поставок российской нефти, чья доля в украинском балансе сырой нефти остается доминирующей. Поставки нефти из РФ по итогам 11 месяцев т.г. сократились почти на 40%, до 5,8 млн. т. В том числе в ноябре было поставлено 912 тыс. т (прирост к октябрю почти 60%). Причем поставки шли в адрес только двух НПЗ — Лисичанского и Одесского. В то же время переработка нефти украинской добычи в ноябре, напротив, упала на треть, а в целом за 11 месяцев украинской нефти на отечественных НПЗ переработано порядка 3,3 млн. т (минус 3,4% в сравнении с аналогичным периодом 2007 г.).
Как сообщает OILRU.COM, в свете того, что российские нефтяники сокращают добычу и экспорт нефти, параллельно наращивая производство и экспорт нефтепродуктов собственного производства, особый интерес вызывает начало поставок на Лисичанский НПЗ экспериментальной партии легкой казахстанской нефти. Емкость первого контракта — всего 14 тыс. т. По словам замдиректора департамента общественных коммуникаций «ТНК-ВР Коммерс» Дмитрия Зверева, компания анализирует качество сырья и эффективность, которую оно обеспечивает. «Если это будет выгодно, мы увеличим импорт сырья из Казахстана», — сказал он.
В целом, импорт Украиной нефти из «третьих стран» (т.е. не из РФ), составивший за 11 месяцев 370 тыс. т, понятно, пока погоды не делает. Поскольку существенная часть этой альтернативы — белорусский реэкспорт той же российской нефти, а поставки иракской нефти сохраняют скорее эпизодический характер и не подкреплены ни долгосрочными контрактами, ни эффективной логистикой, именно казахстанская (и каспийская в целом) малосернистая нефть обещает стать оптимальным инструментом диверсификации.
Более того, если в Лисичанске опытным путем будет доказана технологическая приемлемость и финансовая привлекательность таких поставок, это станет мощным аргументом и в пользу аверса «Одесса-Броды», без которого, как представляется, украинским нефтепереработчикам придется привыкать к сегодняшним (в лучшем случае) объемам производства, как к норме.
В то же время необходимо отметить, что техническая отсталость украинской нефтепереработки не может не провоцировать отток сырья в пользу более современных и потому рентабельных предприятий. Причем эта проблема актуальна не только для Украины, но и для Европы в целом. По оценке Wall Street Journal, старейшие европейские НПЗ могут сократить производство или полностью закрыться в течение следующих нескольких лет. Причина — падение глобального спроса на топливо и увеличение поставок с предприятий, расположенных за пределами континента.
Свою роль (и на мировом, и на украинском рынках) играет и объективное падение объемов потребления топлива из-за экономического кризиса, накладывающееся на обычный зимний спад. По экспертным оценкам, спрос на продукцию украинских НПЗ к концу года упадет на 10%, а в финансовом выражении объем украинского рынка моторного топлива уже сократился вдвое (по ноябрьским прикидкам его суммарная емкость составляла порядка $12 млрд.). Вполне вероятно, что именно эти факторы сыграли свою роль в ситуации, когда лидеры отрасли Кременчугский и Лисичанский НПЗ в начале этого месяца синхронно подняли оптовые цены на несколько процентов, а буквально через неделю тоже одновременно вернули их практически на те же позиции (в гривневом эквиваленте).
Что касается актуальности техперевооружения отечественных НПЗ, то наглядным примером здесь остается недавно реконструированный Одесский завод, как единственное в Украине предприятие отрасли с наилучшей производственной динамикой и максимальной загрузкой мощностей. Тем не менее, ожидать серьезных подвижек в деле модернизации украинских НПЗ в ближайшие год-два, скорее всего, не приходится. Их собственники, ссылаясь на финансовый кризис, откровенно заявляют о резком сокращении инвестиций.
Например, ТНК-ВР пообещало довести до логического завершения начатые «коммерческие проекты» на Лисичанском НПЗ (в целом с 2000 г. компания инвестировала в завод более $350 млн.). Но о новых программах развития предприятия сегодня говорить сложно, поскольку, согласно информации пресс-службы, «их реализация будет зависеть от того, как быстро стабилизируются глобальные ресурсные рынки и какую отдачу принесет операционная деятельность в Украине».
Кто и сколько будет инвестировать в Кременчугский НПЗ, станет ясно только после нескорого, судя по всему, окончания корпоративно-межгосударственного конфликта акционеров. А на западноукраинских НПЗ, так и не дождавшихся ни каспийской нефти, ни инвестиций в модернизацию, все идет к анонсированной менеджментом полной остановке производства, — пишет ugmk.info.
Нефтепродукты на eOil.ru