Участники рынка: время пополнять Росрезерв
Именно такого мнения придерживаются участники российского рынка нефтепродуктов, наблюдая значительное падение на летнее дизтопливо. Впрочем и на другие основные продукты переработки цены продолжают падать, экспортная альтернатива невелика, рынок остается достаточно пассивным.
На ЛПДС Володарская всю прошедшую неделю наблюдалось медленное, но методичное снижение цен на бензины. Аи-95 стоил 23400 руб. за тонну, Аи-92 — 20200 руб. за тонну, Аи-80 – 18800 руб. за тонну. По мнению экспертов, этот сегмент рынка достиг своего ценового дна и стоимость будет меняться от силы на 100-200 руб. за тонну.
С наступлением холодов в Московском регионе летний дизель совершенно перестал пользоваться спросом. На прошедшей неделе его стоимость достигла 15200 – 15500 руб. за тонну. ДТЗ сорт Е, напротив, резко возросло в цене до 18800 руб. за тонну. Поскольку на этой неделе в столице ожидаются морозы, эксперты предрекают повышение до 19000 руб. за тонну. Помешать этому могут лишь более динамичные, чем сейчас поставки продукции с Московского НПЗ и прокачка на ВЛПДС.
На уфимском базисе наблюдалась следующая ситуация. Аи-95 стоил 22 400 руб. за тонну, Аи-92 — 17 900 руб. за тонну, Нормаль-80 — 18 руб. за тонну, ДТЛ — 13 700 руб. за тонну, ДТЗ — 16 200 руб. за тонну, «Арктика» — 16 900 руб. за тонну.
Отпускные цены нефтяных компаний также снижались. В частности, «Русснефть» продавала Аи-95 по 23000 руб. за тонну (распродан почти полностью), Аи-92 по 18500 руб. за тонну (запасов нет), Аи-80 — 17000 руб. за тонну. ДТЛ продавалось по 13500 руб. за тонну, но спроса на него не было. Все запасы ДТЗ распределялись внутри компании.
Цены на бензоколонках, вопреки ситуации на оптовом рынке, не радуют автовладельцев своим падением. Это связано с тем, что в силу технологического процесса между изменением цен в опте и в рознице проходит примерно месяц. Это понимают и в ФАС, поэтому ведомство именно по данной ситуации пока не проявляет беспокойства. По мнению экспертов, розничные цены могут начать снижаться в середине января, но вот начнут ли – большой вопрос. С 1 января повышаются тарифы естественных монополий, и это повышение уже заложено в те цены, которые есть на АЗС сегодня. Возможно, что цены будут снижены «формально», на 10-20 коп. за литр топлива.
По мнению же большинства участников рынка, цены на бензины в данный момент находятся «на дне» и после 20 декабря начнут постепенный рост. Однако представители нефтяных компаний, напротив, уверены, что тенденция к снижению может наблюдаться вплоть до лета. Конъюнктура внешнего рынка такова, что идет снижение цен на нефть и нефтепродукты, внутренняя ситуация отражается зеркально. В данный момент рынок насыщен, предложение превышает спрос, поэтому предпосылок к повышению оптовых цен нет.
Сезонный фактор говорит: формируйте резервы! А вот интересно, что сильнее отражается на ценовой динамике — сезонность или спекулятивный спрос? Или все же за спекулятивными операциями стеной стоит сезонный фактор?