Трутнев призвал построить НПЗ для восполнения дефицита бензина в ДФО
Чтобы обеспечить Дальневосточный федеральный округ бензином, нужно построить новый нефтеперерабатывающий завод, заявил вице-премьер — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Сейчас, по его словам, дефицит топлива в регионе составляет около 2 млн тонн в год.
Трутнев пообещал принять меры, «чтобы создать специальную преференциальную оболочку для строительства НПЗ» и отметил, что сейчас нет желающих строить такие заводы на Дальнем Востоке.
Региону нужно 6 млн тонн топлива в год, выпускается — 4 млн тонн.
«И вот эти 2 млн тонн, завозимые более всего по железной дороге, — это большая проблема. Потому что, во-первых, не обеспечить ритмичность, во-вторых, не обеспечить конкурентную цену», — продолжил вице-премьер.
Ранее сообщалось, что «Роснефть» планировала построить на Дальнем Востоке Восточный нефтехимический комплекс (ВНХК), первая очередь которого включала НПЗ мощностью 12 млн тонн нефти в год, вторая — нефтехимический комплекс на 3,4 млн тонн нефти в год. По предварительной оценке, проект должен был обойтись в более чем 700 млрд рублей.
В сентябре 2016 года «Роснефть» договорилась с Китайской национальной химической корпорацией (ChemChina) о создании совместного предприятия для реализации ВНХК. Предполагалось, что в СП «Роснефти» будет принадлежать 60%, ChemChina — 40%. Однако в декабре 2017 года компания сообщила, что продолжает вести переговоры с рядом партнеров и рассчитывает в ближайшие год-два определиться с выбором.
Так как «Роснефть» не нашла поддержки у Минфина в части предоставления льгот проекту, то в мае 2019 года она заявила, что ВНХК будет нерентабельным в существующих налоговых условиях и исключила его из своего инвестиционного плана. Позднее глава Минэнерго Александр Новак отмечал, что ведомствам нужен ВНХК, и они готовы пойти на предоставление ему экономических льгот и стимулов.
Президент Путин в начале декабря 2020 года поручил правительству совместно с «Роснефтью» и «Газпромом» до 31 мая 2021 года рассмотреть вопрос о возможных мерах государственной поддержки ВНХК, включая меры налогового стимулирования.
В Хабаровском крае дефицит бензина образовался в середине января, к концу месяца ситуация ухудшилась. Проблемы с поставками бензина начались и других регионах Дальнего Востока в связи с плановой модернизацией Хабаровского НПЗ. Завод остановил установку каталитического риформинга 18 января, возобновил ее работу с 3 февраля, 6 февраля начался выпуск бензина Аи-95.
Минэнерго и ФАС 4 февраля заявили, что держат на особом контроле ситуацию с обеспечением топливом и ценообразованием на Дальнем Востоке. По данным ведомств, остановка установки катриформинга на Хабаровском НПЗ в январе привела к выпадающим объемам производства бензина — 2000 тонн в сутки, или около 30 000 тонн за ожидаемый период простоя. Были организованы поставки порядка 38 600 тонн бензина с других НПЗ, сверх того начались поставки топлива из Росрезерва. С Минтрансом и ОАО «РЖД» достигнута договоренность об обеспечении «зеленого коридора» поездам с нефтепродуктами для Дальнего Востока.
Прогноз биржевых цен на 10 февраля 2021