Трубные испытания
В Минпромэнерго России состоялась презентация первого этапа разработки Генеральной схемы развития нефтепроводного транспорта на период до 2020 года.
«Такая дискуссионная форма для нас является достаточно новой, – отметил заместитель Министра промышленности и энергетики Российской Федерации Андрей Дементьев, открывая заседание. Публичное подведение предварительных итогов работы с участием всех заинтересованных сторон было заранее согласовано с исполнителями научно-исследовательской работу (НИР). «Тем самым мы хотим привлечь внимание к нашим актуальным темам, и в итоге — выйти на совместное комплексное выполнение работ. Если у нас постепенно наладится процесс обмена экспертными мнениями — это уже будет значительный результат. – пояснил замминистра. — Мы хотим далее практиковать такой жанр общения, поскольку считаем, что межведомственная координация в подобных вопросах – один из аспектов успешности обсуждаемых проектов».
По заказу министерства НИР «Разработка генеральной схемы развития нефтепроводного транспорта на период до 2020 года» выполняет Всероссийский научно-исследовательский институт по строительству и эксплуатации трубопроводов (ОАО «ВНИИСТ»). Презентация проходила в рамках рабочей группы Президиума Генерального совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» по вопросам развития транспортной системы России, в которой Андрей Дементьев является председателем экспертной подгруппы по развитию трубопроводного транспорта. В мероприятии приняли участие представители Совета Федерации, Минэкономразвития России, Минтранса России, ОАО «АК «Транснефть», ОАО «АК Транснефтепродукт», ОАО «НК «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «РЖД» и профильных научно-исследовательских организаций.
Заместитель Министра подчеркнул актуальность и общеэкономическую значимость темы представленного исследования. По его словам, «от того насколько качественно получится этот проект, во многом зависит эффективность нефтяной отрасли страны, а значит, и существенной части российской экономики, ведь на основании результатов НИР будут приняты важнейшие управленческие решения».
В ходе исследования было проанализировано текущее состояние магистрального трубопроводного транспорта нефти, подготовлен прогноз внутреннего и внешнего рынка потребления нефти, составлен обзор сырьевой базы России, а также проведен анализ существующей схемы магистральных нефтепроводов и путей развития магистрального нефтепроводного транспорта.
Представитель ОАО «ВНИИСТ» Юрий Пашуков подчеркнул, что к 2020 году возможно изменение структуры добычи нефти в связи с вводом новых месторождений на востоке Сибири, Тимано-Печерской НГП и снижением добычи на традиционных месторождениях (Западно-Сибирская НГП, Волго-Уральская НГП). Также, по мнению эксперта, произойдет изменение структуры отечественной нефтеперерабатывающей промышленности в сторону увеличения глубины нефтепереработки и строительства экспортно-ориентированных НПЗ. Основными направлениями экспорта нефти к 2020 году станут: Азиатско – Тихоокеанское (трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий Океан), Северо-Европейское (Балтийская трубопроводная система), Северное направление (нефтепровод Харьяга – Индига) и Южное (Новороссийск).
Как заявили исполнители НИР, Генеральная схема развития магистральных нефтепроводов на период до 2020 года в состоянии обеспечить внутренние потребности России (поставка нефти на НПЗ России), прием и поставку потребителям нефти из традиционных и новых центров нефтедобычи, диверсификацию экспортных направлений, транспортировку на внутренний рынок и на экспорт наиболее оптимистичных прогнозных объемов добычи нефти.
Подводя итоги мероприятия, Андрей Дементьев отметил: «Для нас важны не только вопросы нефтяных экспортных направлений и инфраструктурное обеспечение нефтепроводов. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы добываемая нефть перерабатывалась на отечественных НПЗ, чтобы российская продукция высокой переработки перевозилась на танкерах, производимых на наших заводах. Другими словами, стратегия разработки генсхемы нефтепроводного транспорта должна рассматриваться в комплексе с вопросами развития химии, нефтехимии, судостроения, которые, кстати, включены в планы рассмотрения Правительством РФ. И в итоге, документ, определяющий генсхему, получится не менее весомым и важным, чем стратегии перечисленных отраслей».
В ближайшее время состоится рассмотрение Генеральной схемы развития нефтепродуктопроводного транспорта на период до 2020 года, которое продолжит традиции открытых экспертных обсуждений результатов научных работ, выполняемых по заказу Минпромэнерго.