Трейдеры увидели риски роста цен на бензин
Трейдеры и владельцы независимых АЗС опасаются роста оптовых цен на бензин и дизельное топливо из-за двукратного снижения нормы обязательной продажи нефтепродуктов на бирже. Решение принято на фоне резкого падения их производства
Трейдеры и владельцы АЗС увидели риски роста оптовых цен на бензин и дизельное топливо из-за снижения производства на треть и сокращения нормативов его продаж нефтеперерабатывающими компаниями на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Владельцы независимых АЗС закупают более половины топлива на бирже, а теперь после снижения властями биржевых нормативов опасаются его дефицита.
Производство бензина в России в апреле, по данным ЦДУ ТЭК, упало на 33,5% к уровню марта, до 2,28 млн т, а дизельного топлива — на 16,5%, до 5,46 млн т. Поставки на внутренний рынок снизились еще больше: по бензину — на 37,4%, до 1,8 млн т, дизельного топлива — на 23%, до 2,55 млн т.
Одновременно с падением производства Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэнерго 30 апреля подписали совместный приказ о снижении нормативов обязательной продажи нефтепродуктов на бирже для их производителей. Норматив продажи бензина на период до 30 июня будет снижен с 10 до 5% от объема его производства, дизельного топлива — с 6 до 3%. В ФАС сочли, что временное снижение нормативов продаж позволит стабилизировать ситуацию и обеспечить баланс спроса и предложения на рынках нефтепродуктов.
Документ начал готовиться, когда из-за падения спроса на топливо, вызванного введенным во многих регионах режимом самоизоляции, биржевые цены на него упали. Как подсчитывали эксперты «Аналитика товарных рынков», в результате нефтяники начали продавать бензин на бирже себе в убыток. Так, с 1 по 20 апреля АИ-92 подешевел в европейской части России на 14,1%, до 35,7 тыс. руб. за т на СПбМТСБ, привел расчеты гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов.
Однако только в ожидании введения запрета на импорт топлива и решения властей по снижению обязательных биржевых продаж с 21 по 28 апреля бензин АИ-92, по расчетам Турукалова, подорожал на 12,8%, до 40,4 руб. за т. Из-за снижения нормативов реализации топлива на бирже, как говорит глава «Аналитики товарных рынков», на рынке может возникнуть его недостаток уже к июню. «Если май российский рынок в принципе может пройти более-менее спокойно за счет имеющихся запасов, то в июне принятые решения могут привести к скачку цен на топливо на фоне восстановления уровня спроса», — отмечает Турукалов.
«Даже плавный рост оптовых цен на топливо на бирже сейчас бьет по экономике розницы, снижая ее маржинальность, что в условиях упавших объемов продаж весьма неблагоприятно», — отмечает глава Независимого топливного союза Павел Баженов (объединяет владельцев АЗС и трейдеров).
«Если нефтяники будут придерживаться нормативов и кратно снизят продажи, мы столкнемся с дефицитом предложения и скачком оптовых цен на фоне повышенного спроса», — сказала РБК совладелица сети АЗС GP Vympel в Саратовской области Екатерина Савкина, добавляя, что рост оптовой цены бензина через две недели отражается на его стоимости на заправке. Она отметила, что ее сеть покупает 70% топлива на бирже. «Дисбаланс спроса и предложения уже налицо. В Саратовской области, где режим изоляции менее жесткий, чем в Москве, спрос на бензин и дизель упал всего на 20% по сравнению с уровнем до карантина, а нормативы продаж на бирже снизились вдвое», — указывает она.
РБК направил запросы в ФАС и Минэнерго.
Президент Российского топливного союза (объединяет владельцев АЗС) Евгений Аркуша заявил РБК, что решение о снижении вдвое нормативов биржевых продаж на фоне значительного падения производства могло бы привести к нарушению баланса спроса и предложения на биржевых торгах и росту оптовых цен. Но последние рекомендации регуляторов о необходимости сохранения объемов продаж на прежнем уровне позволяют рассматривать снижение нормативов как устранение возможности возникновения антимонопольных рисков на фоне падения спроса, добавил он. Антимонопольные риски могли возникнуть из-за того, что, например, какой-нибудь НПЗ ввиду снижения спроса поставил бы на биржу меньше 10% от объема производства бензина, за что его могла оштрафовать ФАС.
В среду, 29 апреля, на совещании по вопросам развития топливно-энергетического комплекса президент Владимир Путин заявил, что нельзя допустить дефицита топлива на внутреннем рынке. «Нельзя ни в коем случае допустить дефицита топлива на внутреннем рынке», — сказал он.
По данным Московской топливной ассоциации, цены на столичных АЗС с начала апреля не росли и не падали. Средняя цена АИ-92 27 апреля составила 43,05 руб. за литр, АИ-95 — 47,11 руб. за литр, 47,6 руб. стоил литр дизельного топлива.
Меры самоизоляции в большинстве регионов России действуют с 28 марта и продлены до 11 мая. В Москве они включают пропускной режим для передвижения на транспорте. По данным аналитиков банка ВТБ, объем покупок бензина в России с 30 марта по 19 апреля снизился в среднем на 31% по сравнению со средними значениями марта.
2 апреля министр энергетики Александр Новак прогнозировал снижение спроса на топливо в России до 40%, тогда как в Европе на фоне коронавируса его потребление уже упало к тому моменту на 70%. Чтобы не допустить падения цен на топливо на фоне снижения спроса, правительство приняло решение о запрете на полгода импорта дешевого бензина в Россию (пока не вступило в силу).
Прогноз биржевых цен с 4 по 8 мая 2020