«Транснефть» выступила против привлечения независимых контролеров качества нефти
«Транснефть» считает идею «Роснефти» привлечь независимых инспекторов для усиления контроля качества сдаваемой нефти в систему нефтепроводов на ежедневной основе нецелесообразной. При этом, как следует из опубликованного в воскресенье заявления компании, ряд предложений нефтяной компании «Транснефть» поддержала.
Ранее с идеей создать институт независимых инспекторов для российской системы транспортировки нефти выступил председатель совета директоров «Роснефти», экс-канцлер Германии Герхард Шредер. С такой инициативной он выступил в ответ на предложение «Транснефти» передать ей в оперативное управление более 150 пунктов сдачи сырья, что, по мнению компании, позволит усилить контроль после инцидента с загрязнением нефтепровода «Дружба» хлорорганикой весной этого года.
«Транснефть» с учетом изложенной выше позиции не поддерживает предложение по внедрению привлечения на обязательной основе независимых сюрвейерских организаций для проведения ежесуточного контроля качества нефти при приемке и выдаче нефти из системы магистральных нефтепроводов», — говорится в сообщении компании.
Привлечение сюрвейерских организаций к проведению ежедневных проверок качества нефти в обязательном порядке компания назвала «избыточным и нецелесообразным».
В «Транснефти» также обратили внимание на то, что международные сюрвейерские организации «не несут практически никакой ответственности перед клиентами за достоверность результатов проведенной ими проверки качества нефти», а размер их финансовой ответственности ограничен.
При этом практику, при которой нефтяные компании привлекают независимых сюрвейеров для дополнительных проверок качества нефти на добровольной основе и за свой счет в «Транснефти» считают приемлемой.
«Действенным и эффективным, по нашему мнению, может быть только усиление контроля качества нефти на входе в систему «Транснефти». В целях оптимизации затрат добывающих организаций на выполнение независимой инспекции компания готова предоставить ограниченный перечень сторонних ПСП (приемо-сдаточных пунктов — прим. ТАСС), на которых, по накопленной информации, происходит аномальное изменение отдельных параметров качества сдаваемой нефти», — говорится в заявлении монополии.
Поддержанные предложения
Впрочем, ряд предложений «Роснефти» по усилению контроля качества сдаваемого сырья в «Транснефти» поддержали.
«Отмечаем абсолютно идентичную позицию «Транснефти» и «Роснефти» по вопросам ужесточения контроля за деятельностью на территории Российской Федерацией мини-НПЗ», — говорится в сообщении.
Также «Транснефть» поддержала инициативу «Роснефти» усилить контроль за предприятиями, через которые в систему попадает нефть малых производителей. «Вплоть до внедрения практики ежегодного проведения инспекции технологических объектов и месторождений, с которых должна вестись добыча сырья, и прекращения их деятельности в случае неподтверждения своих технологических мощностей», — уточняется в заявлении.
Банк качества не поможет
При этом улучшить качественные параметры сырья предложенная Шредером идея создать банк качества нефти не поможет, уверены в «Транснефти».
«Система банка качества регулирует финансовые взаимоотношения между грузоотправителями, сдающими разную по качественным параметрам нефть. Мировой опыт внедрения банка качества показывает, что эта система не влияет на улучшение параметров качества, а тем более на усиление контроля показателей качества», — говорится в заявлении.
Банк качества нефти предполагает систему выплат компенсаций его участникам, сдающим нефть более высокого качества, за счет денежных средств от его участников, сдающих нефть более низкого качества, пояснили в компании. Опасность заключается в том, что пострадать могут компании, добывающие тяжелоизвлекаемые ресурсы на истощенных месторождениях, которые требуют дорогостоящих инновационных методов добычи, «что может повлечь их уход из нефтедобычи».
Увеличить затраты добывающих компаний может и идея Шредера ужесточить требования к содержанию хлорорганических соединений в нефти до уровня 1 ppm вместо текущих 6 ppm, считают в «Транснефти».
Введение такого норматива «приведет к росту затрат производителей нефти и в связи с этим требует обсуждения со всеми нефтегазодобывающими предприятиями РФ», уверены в компании. По ее данным, около 25% нефти российских производителей, принятой в систему в 2018 году, имело показатель содержания органических хлоридов более 1 ppm.
Человеческий фактор
«Транснефть» считает, что полностью исключить вероятность попадания загрязненной нефти в магистральные нефтепроводы невозможно из-за человеческого фактора, а также из-за преступных действий.
Для снижения вероятности загрязнения нефти «Транснефть» предложила усилить ответственность за нарушение требований техрегламентов, изменить нормы регулирования аккредитации испытательных лабораторий, усовершенствовать методы контроля работы приемо-сдаточных пунктов нефти за счет унификации ряда требований. «Транснефть» также отметила, что компания и Минэнерго прорабатывают способы контроля над сдачей нефти. В «Транснефти» подчеркнули, что ее предложения не направлены на навязывание какого-либо рода услуг или вмешательство в хозяйственную деятельность контрагентов.
Сейчас допуск специалистов компании к приемо-сдаточным пунктам (ПСП) сторонних грузоотправителей ограничен. «Многие ПСП сторонних грузоотправителей имеют систему сливных эстакад с системой технологических емкостей, предназначенных для приема нефти не только с промысловых трубопроводов, но и с автомобильного и иных видов транспорта», — отметили в компании.
Отсутствие контроля за такими объектами «позволяет недобросовестным грузоотправителям вовлекать в процесс сдачи не только товарную нефть, но и тяжелые остатки ее переработки, а также иные химические продукты и реагенты», — добавили в «Транснефти», подчеркнув, что деятельность таких ПСП непрозрачна и создает почву для преступных действий.
Прогноз ценовых колебаний с 9 по 13 сентября 2019