«Транснефть» просит бюджетных денег на нефтепровод в обход Белоруссии
Глава государственной «Транснефти» Николай Токарев заявил, что в «ближайшее время» выйдет распоряжение правительства о строительстве нефтепровода в обход Белоруссии (БТС-2) мощностью 50 млн тонн в год, в соответствии с которым компания уже в сентябре должна начать реализацию этого проекта. Стоит нефтепровод, по словам г-на Токарева, 120 млрд руб. «Транснефть» намерена обратиться в Минфин с предложением о софинансировании проекта, заявил он, не уточнив, какую часть финансирования, по мнению компании, должен выделить бюджет. «Оптимальным для нас было бы все», — сказал г-н Токарев. При этом реализация проекта Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), приоритетного для страны, идет в основном на заемные средства. В Минфине вчера не комментировали слова главы «Транснефти». «Предложение по софинансированию строительства трубопровода БТС-2 в Минфин пока не поступало. Если оно поступит, то обязательно будет рассмотрено», — сказал «Времени новостей» источник в министерстве.
Как сообщает Время новостей, в целесообразности строительства БТС-2 сомневаются почти все участники нефтяного рынка. Ведь он возник не как экономический проект, а как политический — во время скандала с Белоруссией в начале прошлого года из-за транзита российской нефти и нефтепродуктов. Предполагалось, что от существующего нефтепровода «Дружба» (мощностью более 80 млн тонн в год) должно быть построено ответвление из Брянской области вдоль границы с Белоруссией до портов в Санкт-Петербурге. Мощность этого ответвления сначала предполагалось установить на уровне 75 млн тонн в год, затем — 50 млн тонн.
Почти весь прошлый год отрицательные заключения на различные варианты давали Минэкономразвития и Минпромэнерго. Основная причина — в стране не найдется нефти для этой трубы, особенно если учесть, что нужно будет заполнять ВСТО. По расчетам «Транснефти», без ущерба для восточного нефтепровода для БТС-2 гарантированно можно будет найти только 30 млн тонн в год. Добыча к 2015 году вырастет на 60 млн тонн нефти, из них для БТС-2 будет произведено как раз 3 0 млн тонн и 18-20 млн тонн нефтепродуктов. Но нефтепровод мощностью 30 млн тонн в год коммерчески непривлекателен.
Однако в мае Владимир Путин, став премьером, первым делом отправился в Питер, где заявил, что БТС-2 будет реализован и его конечной точкой станет порт Усть-Луга. «Мы обязаны снизить транзитные риски для наших энергоносителей на отдельных направлениях. Должны адекватно отвечать на попытки отбора газа и завышение транзитных пошлин, отстаивать свои интересы», — пояснил премьер-министр. Именно с диверсификацией экспортных маршрутов сырья, убеждал г-н Путин, «связано в целом повышение экономического потенциала России». При этом указал: «Проблем с загрузкой нефтепровода не будет». Правда, здесь есть некоторое противоречие: если и «Дружба», и БТС-2 будут полностью загружены, то риски, связанные с транзитом, абсолютно не снижаются.
Впрочем, от этих заявлений проект экономически выгоднее не стал. Более того, его стоимость постоянно растет. Если в начале 2007 года эксперты оценивали строительство БТС-2 примерно в 2 млрд долл., то теперь, судя по словам г-на Токарева, цена выросла в два с половиной раза. И, как показывает опыт строительства ВСТО, эта сумма неокончательная.
Как говорят эксперты, чем дороже строительство, тем, скорее всего, будет выше тариф на прокачку — «Транснефти» ведь необходимо вернуть инвестиции. Однако какой смысл нефтяникам платить дополнительные деньги и ломать существующие логистические схемы, если можно прокачать нефть по «Дружбе», непонятно. Бюджетное же финансирование столь крупного проекта, говорят они, сегодня весьма опасно, поскольку приводит к перекосам в экономике и страны, и проекта. Но даже если правительство пойдет на это, то все равно непонятно, почему нефтяникам будет выгоднее переориентировать потоки с «Дружбы» или черноморских портов на северо-запад. Владимир Путин намекнул, что ведутся переговоры с Казахстаном о возможности направлять нефть из этой страны в БТС-2. Однако никаких конкретных договоренностей, похоже, нет. Более того, Астана активно стремится к расширению нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, ведь казахскую нефть в любом случае надо будет поставлять по нему, а потому логичнее лоббировать серьезное расширение одной трубы, чем параллельно вести переговоры о перенаправлении потоков.
Так что если БТС-2 и будут строить, то скорее как дополнительный нефтепровод. И гарантии его загрузки появятся только тогда, когда станет понятна отдача от налоговых преференций нефтяникам. Вопрос лишь в том, совпадет ли время строительства трубы в обход Белоруссии с периодом наращивания добычи нефти.
«Транснефть» рассчитывает к четвертому кварталу вернуться к составлению поквартальных экспортных нефтяных графиков, сообщил глава компании Николай Токарев. Он подчеркнул, что ответ от Минюста на запрос о сроках, на которые должны составляться графики, пока не получен. «Но министерство и правительство серьезно прислушались к нашему мнению, — сказал он. — Я не исключаю, что могут быть изменения в этой части (изменение порядка составления графиков. — Ред.). Если раньше этот вопрос всерьез не рассматривался, то теперь его серьезно изучают. Думаю, что изменения могут быть в четвертом квартале». Как сообщалось, в марте 2008 года глава Минпромэнерго Виктор Христенко подписал приказ об утверждении новых рекомендаций по подготовке экспортных графиков нефти, предусматривающих их формирование сразу на четыре квартала. Ранее все экспортные графики составлялись на квартал, как это было предусмотрено постановлением правительства «О вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории РФ с 1 января 1995 года». В апреле-мае «Транснефть» обратилась в Минэкономразвития и Минюст с просьбой разъяснить правомочность перехода к составлению долгосрочных графиков экспорта российской нефти. По данным компании, после перехода на годичный график до четверти всех заявленных контрактов приходится корректировать. Минпромэнерго сообщало, что идею долгосрочных графиков поддерживает большинство нефтяных компаний. В частности, глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов недавно говорил в одном из интервью, что годовые графики позволяют снижать расходы на логистику: «Если мы заказываем танкеры на год, получаем скидку на фрахт». Однако после утверждения рекомендаций по составлению годовых графиков с критикой выступили малые нефтяные компании, ФАС и другие ведомства.
Нефтепродукты на eOil.ru