«Транснефть» под давлением
Вскоре после предписания Ростехнадзора обозначить сроки начала прокачки нефти в направлении Литвы на рынке начались спекуляции о скором восстановлении ее подачи на НПЗ Mazeikiu nafta. На предприятии же утверждают, что никаких документов от «Транснефти» ни к ним, ни в литовское правительство не поступало. 29 июля 2006 года на участке Унеча — Полоцк-1 нефтепровода «Дружба» произошла авария, прокачка нефти в направлении Литвы и крупнейшего в Прибалтике НПЗ Mazeikiu nafta (MN) была приостановлена. Поставки на завод в данный момент ведутся морем, PKN Orlen не раскрывает поставщиков. По информации участников рынка, нефть может поставляться из Венесуэлы, Казахстана, а также от российской «Роснефти».
«Со стороны «Транснефти» есть сигналы о возобновлении поставок», — утверждает собеседник Reuters, имеющий доступ к информации о поставках нефти PKN Orlen. Примечательно, что в среду Ростехнадзор поручил руководству нефтепровода «Дружба» в течение двух недель принять меры по устранению опасных дефектов и несоответствий требованиям промышленной безопасности на участке Унеча — Полоцк-1 и 2. Пресс-секретарь Ростехнадзора Евгений Аношин уточнил РБК daily, что в ведомстве недовольны затягиванием сроков проведения экспертизы и ремонтных работ по участку трубопровода «Дружба» и намерены проконтролировать их оперативную реализацию в течение полумесяца. При этом Ростехнадзор должен лишь утвердить результаты экспертизы: ее проводит ВНИИСТ по заказу «Транснефти».
При этом источник в Ростехнадзоре рассказал РБК daily, что недавно «Транснефть» обратилась в ведомство за разрешением увеличить давление на участке трубопровода «Дружба» в направлении Унеча — Полоцк-1 и 2, однако ей было отказано, так как безопасность такого шага оставалась под вопросом. По его словам, чтобы подтвердить такую возможность, решили форсировать сроки окончания экспертизы «Дружбы». Пресс-секретарь PKN Orlen Павел Пореба от комментариев отказался, посоветовав обратиться непосредственно на MN. Источник РБК daily на НПЗ сообщил, что на завод и в правительство не поступало никаких сообщений от «Транснефти» и PKN.
Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев говорит, что это неудивительно: речь не идет о возобновлении поставок нефти по «Дружбе» в течение двух недель. «В течение этого времени мы будем проводить диагностику обнаруженных ранее дефектов, всего их более 7 тыс. За две недели их устранить невозможно физически», — сообщил он РБК daily. По его словам, конкретных сроков на проведение этих работ не установлено.
Надежда Казакова из МДМ-Банка считает экономически обоснованным использовать уже существующую инфраструктуру, нежели строить новую. «По всей видимости, восстановление подачи нефти все же произойдет», — полагает она. Ее коллега из литовского Hansabank Донатас Ужкурелис настроен более пессимистично. «Если будет построен БТС-II, то восстанавливать прокачку по «Дружбе» нет смысла», — считает он.
В самой Польше, похоже, также пристально следят за проектом БТС-II. В частности, глава PKN Петр Ковнацкий на днях заявил, что компании «необходимо снизить планы относительно MN». Вместе с тем он подчеркнул, что в Литву будет инвестировано не менее 1 млрд долл. в течение пяти лет. Напомним, что бывший глава PKN Orlen Игорь Халупец заявлял о намерениях потратить порядка 700—900 млн долл. на MN в течение ближайших нескольких месяцев.