“Транснефть” могут заставить снизить тарифы на прокачку нефти
Правительство РФ поручило Минэнерго и “Транснефти” до конца 2020 года проработать возможность снизить тарифы на перевозку нефти. Об этом сообщил журналистам в кулуарах Тюменского нефтегазового форума вице-премьер Юрий Борисов.
“Было дано поручение “Транснефти” и Минэнерго посмотреть возможность изменения подходов. Но цены на нефть стали достаточно быстро восстанавливаться, актуальность в этом стала теряться. Поэтому это не исключает, что можно будет доработать механизм совершенствования ценообразования транспортировки и добычи”, – пояснил замглавы правительства.
Необходимость снизить тарифы “Транснефти” должны были по поручению вице-премьера Юрия Борисова рассмотреть Минэкономразвития, Минэнерго, Минфин и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ранее Игорь Сечин попросил об этом президента Владимира Путина.
И единственным министерством, выступившим за пересмотр тарифов, оказалось Минэкономразвития. МЭР полагает, что соотношение чистой прибыли к выручке у “Транснефти” достаточно высоко, чтобы снизить тарифы.
“Рентабельность “Транснефти” в 2019 году (без учета доходов от продажи нефти в Китай) составила 22,6%. И при сохранении существующего принципа индексации тарифов в 2024 году может вырасти до 25%”, – отметил в письме для руководителя ФАС глава МЭР Максим Решетников.
“При этом в работе естественной монополии значительно меньше рисков, чем у компаний на конкурентных рынках. Так что текущий уровень рентабельности завышен и говорит об избыточной тарифной нагрузке на потребителей”, – пояснил министр.
“Коммерсантъ” оценивал дефицит средств компании от снижения тарифов до уровня 2008 года в 130 млрд рублей в 2020 году, 227 млрд рублей в 2021 году и 304 млрд рублей в 2022 году. Минэкономразвития полагает, что рентабельность по чистой прибыли можно снизить примерно в пять раз – до 5%, чтобы поддержать “Транснефть”.
“Транснефть” считает, что МЭР неверно оценивает тарифы
В самой компании с доводами МЭР не полностью согласны. Так, “Транснефть” опасается установления тарифов регулятором, исходя из известного уровня рентабельности. В компании считают это отказом от рыночных принципов и попытками госрегулирования.
“Транснефть” напоминает, что подсчет рентабельности проводился не по всей деятельности компании, а только по регулируемой части. То есть непосредственно по прокачке нефти, где рентабельность не превышает 10%. Как следствие, снижение до 5% будет мало полезно.
Прогноз биржевых цен на 25 сентября 2020