Торговля Urals на СПбМТСБ: иностранные эксперты не верят в успех начинания
Во вторник Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) запустила торги новым инструментом – экспортным контрактом на поставку российской среднесернистой нефти Urals. Это фьючерсный трехмесячный контракт объемом 1000 барр., размер поставочной партии – 720 000 барр. (соответствует танкерной партии). Контракт долларовый, но часть сопутствующих расчетов можно делать в рублях, рассказал президент СПбМТСБ Алексей Рыбников. Компании могут и физически поставить нефть покупателю (первая поставка ожидается в марте), и использовать контракт как финансовый инструмент. Поставка будет проходить на FOB Приморск.
Фьючерсный контракт на Urals нужен для определения справедливой цены среднесернистой нефти: это российская нефть, экспортируемая в западном направлении, и близкие к ней по качеству иракская, иранская нефти, говорит первый вице-президент СПбМТСБ Михаил Темниченко. Сейчас котировку Urals рассчитывает ценовое агентство Platts, как правило, со значительным дисконтом к Brent. Проблема данной методологии в том, что при оценке Brent агентство пытается ориентироваться на реальные сделки с физической нефтью, но их количество незначительно и в результате котировка подвержена влиянию со стороны отдельных игроков, отмечает Темниченко.
Вера в успех
Но успешность или не успешность данного инструмента сейчас, конечно, пока оценивать рано, считает аналитик ГК FOREX CLUB Валерий Полховский. Необходимо подождать хотя бы полгода, посмотреть насколько он будет ликвиден через это время. Будут ли принимать участие в торгах иностранные участники. Однако все это не перечеркивает и безусловную необходимость создания собственного ценового фьючерса. Россия добывает около 11 млн. баррелей нефти в сутки, что составляет около 11,3% мирового производства и должна иметь собственный бенчмарк.
В общем, заключает аналитик, собственный фьючерс шаг в правильном направлении, но для того чтобы он стал действительно серьезным инструментом, ему предстоит еще очень трудный путь, который, как минимум, продлится несколько лет, при самом благоприятном сценарии. Оптимизм пока сдержанный.
Возможные проблемы
С момента запуска торгов не прошло и суток, однако Bloomberg уже приводит причины, по которым некоторые иностранные компании избегают участия в торгах фьючерсами Urals. По информации агентства, трейдеры из семи международных нефтяных компаний заняли выжидательную позицию.
Иностранные компании опасаются, что могут возникнуть проблемы с телекоммуникационной инфраструктурой и физической доставкой нефти. Также значительным препятствием для иностранных банков и нефтяных компаний Bloomberg называет дорогой клиринг.
«У этого проекта низкие шансы на успех… среди основных проблем: низкая ликвидность и высокая стоимость клиринга», — сообщил профессор финансов Хьюстонского университета Крэг Пирронг.
Существующая в России правительственная система выдачи разрешений на поставки сырой нефти из различных портов и по трубопроводам также может снизить интерес со стороны западных нефтеперерабатывающих предприятий, потому что отдельные изменения объемов могут быть политически мотивированными, отметил Эхсан уль-Хак (Ehsan Ul-Haq), старший аналитик нефтяного рыка компании KBC Energy Economics. Волатильность российского рубля, который будет использоваться для гарантийных взносов, также вызывает озабоченность у компаний.
Для привлечение трейдеров российский Центральный банк готовит законодательные поправки, гарантирующие нероссийским фирмам доступ к торгуемым на бирже товарам и их деривативам, о чем представители этого финансового регулятора сообщили в своем послании по электронной почте. Банк России будет помогать СПбМТСБ в организации работы с фьючерсами для определения цены направляемой на экспорт нефти.