Топливо безграничных возможностей
Заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов — о газе как топливе будущего
Несмотря на активное развитие использования возобновляемых источников энергии, большинство экспертов сходятся во мнении, что в ближайшие несколько десятков лет ведущая роль в мировой энергетике по-прежнему будет за углеводородами. Но если сегодня лидером среди природных ископаемых в качестве источников первичной энергии является нефть, то в перспективе мы можем стать свидетелями расцвета эры газа, который уже через два-три десятка лет разделит с нефтью рынок потребления энергии практически в равных долях. И есть все основания полагать, что Россия снова окажется одним из лидеров энергетического рынка в результате этой трансформации.
Газ добывается в 98 странах мира. В нашей стране сосредоточено 287,5 трлн куб. м газа, то есть 38,7% всех мировых ресурсов. В настоящее время у нас разрабатывается 453 газовых месторождения, а по итогам 2016 года Россия с долей 17,7% вышла на второе место в мире по добыче голубого топлива. Россия — единственная европейская страна среди государств — лидеров по добыче газа. В будущем добыча газа в России будет поступательно расти и к 2025 году поднимется до 830 млрд куб. м, к 2035 году — до 879 млрд куб. м. Ресурсный потенциал в нашей стране огромный.
Для обеспечения его реализации предусматриваются ввод новых мощностей и проведение реконструкции объектов на действующих месторождениях, внедрение мероприятий по повышению эффективности работы скважин и современных высокоэффективных технико-технологических решений, основанных на передовом мировом опыте. Освоение новых месторождений в первую очередь связано с дальневосточным шельфом и Сахалином, а также регионами Восточной Сибири, где предполагается создание крупных центров газодобычи — Якутского, Иркутского и Красноярского.
По нашим оценкам, к 2035 году потребление газа в мире возрастет на 38–44% и будет иметь наиболее высокие темпы роста по сравнению с другими ископаемыми видами топлива. Преимущества газа стали очевидны во многих странах мира. Например, в 2016 году «Газпром» поставил на европейский рынок 179,3 млрд куб. м, и в первой половине 2017-го мы также наблюдаем тенденцию к росту поставок. В ближайшие 15–20 лет Россия имеет возможности как минимум сохранить свои позиции на европейском рынке и значительно расширить свое присутствие на газовых рынках Азиатско-Тихоокеанского региона за счет роста поставок как трубопроводного, так и сжиженного природного газа (СПГ). В чем причина роста популярности газа? Во-первых, это стабильное топливо в отличие от тех же возобновляемых источников энергии, которые пока сложно использовать в промышленных масштабах — их выработка во многом зависит от текущих погодных условий, да и обходится недешево. Во-вторых, газ отличает его привлекательность как легко контролируемого, надежного вида топлива. В-третьих, важна его высокая доступность в силу развитой транспортной инфраструктуры во многих странах мира. Напомню, что Россия обладает крупнейшей в мире трубопроводной системой транспортировки газа, которая объединяет в один производственно-технологический комплекс объекты добычи, переработки, транспорта, хранения и распределения газа. Несмотря на нынешнее конкурентное преимущество трубопроводного газа, в долгосрочной перспективе аналитики прогнозируют рост мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и его роли в международной торговле энергоресурсами. С развитием СПГ-технологий рынок газа становится все более глобальным. В этой связи у нас в планах увеличение доли России на рынке СПГ до 15%.
На растущую популярность газа также влияет его высокая экологичность по сравнению с другими видами ископаемого топлива. Использование природного газа является одним из эффективных способов достижения задач в политике уменьшения парниковой эмиссии. К примеру, антропогенные выбросы парниковых газов при сжигании одной тонны условного топлива у природного газа в 1,7 раза меньше, чем у угля, и в 1,4 раза меньше, чем у мазута. На практике же уменьшение выбросов еще существенней из-за более высокой эффективности энергетических установок, использующих природный газ. В результате газовые электростанции выбрасывают примерно в два раза меньше углекислого газа, чем электростанции, работающие на угле. И надо сказать, что общая мощность электростанций, работающих на газовом топливе, постоянно увеличивается, кроме того, снижается привлекательность атомных электростанций.
Такое преимущество газа, как экологичность, также существенно при его применении в качестве моторного топлива. При его использовании вместо бензина или дизеля выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается — в 2–9 раз, а выброс парниковых газов в атмосферу сокращается более чем на 25%. Закономерно, что мировой парк автомобилей на газомоторном топливе (ГМТ) каждый год увеличивается на 25–35%. Этот вид топлива популярен во многих странах, например в США, Германии, Италии, Иране, Пакистане, Бразилии. Рынок ГМТ активно развивается и у нас. К 2020 году в России 50% автобусов и техники дорожно-коммунальных служб в крупных поселениях (численностью более 1 млн человек) будет заправляться газом. Расширяется и соответствующая инфраструктура: если сегодня в стране насчитывается более 300 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), то уже в этом году будет дополнительно построено и реконструировано порядка 50 объектов газозаправочной инфраструктуры, а к 2020 году, по нашим прогнозам, количество АГНКС в стране должно увеличиться более чем до 700. Объем реализации природного газа в качестве моторного топлива к 2020 году возрастет более чем в 3 раза по сравнению с 2013 годом.
Популярность газа объясняется и более низкой ценой по сравнению с конкурирующими видами топлива, это связано с особенностями производства. Газ не требует обработки перед использованием и транспортируется по трубопроводам прямо на заправку. Например, средняя розничная цена 1 м3 сжатого газа в России составляет около 14 рублей. Это почти в три раза дешевле бензина или дизельного топлива.
В настоящее время работа по переводу на ГМТ идет не только в отношении автомобилей, но и в части железнодорожного, морского и речного транспорта. Даже идея перевода части воздушных судов на газ в качестве авиатоплива не забыта. Все возможно. Горизонты использования газа практически безграничны.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 28 августа по 1 сентября 2017 здесь.