Топливный рынок настроен пессимистично
В течение всей торговой недели в крупнооптовом секторе российского рынка нефтепродуктов наблюдается сохранение понижательного тренда. Отрицательная коррекция производится на весь спектр видов топлива. Как и ранее, лидерами снижения остаются низкооктановый бензин марки А-76/80 и дизельное топливо летнее. Таким образом, компании-производители скорректировали свои отпускные цены в отрицательную сторону на 1000 — 4500 руб./т. Но также стоит отметить, что некоторые компании произвели и менее значительную коррекцию цен на 100 — 500 руб./т.
Длительный спад мировой экономики продолжает оказывать негативное воздействие на российский топливный рынок. В условиях значительного падения мировых цен на нефть российский экспорт не только потерял свою привлекательность, но и стал абсолютно невыгодным. Снижение привлекательности экспортной конъюнктуры продолжает негативно воздействовать на стоимость нефтепродуктов в России. Даже сокращение величины пошлины на вывоз нефти и нефтепродуктов, произведенное в ноябре, пока не смогло оказать повышательного воздействия на цены. Также значительную коррекцию в отрицательную сторону претерпела стоимость нефтепродуктов на мировом рынке, причиной тому стало существенное увеличение запасов автомобильного топлива. Этот фактор, возможно, сделает экспортную альтернативу еще менее привлекательной для российских компаний.
По мнению западных аналитиков, углубление отрицательного тренда продолжится: рынок остается под влиянием негативных экономических ожиданий, и сложно предположить, что сможет оказать поддержку ценам. С другой стороны, некоторые эксперты полагают, что из-за большого числа неосуществленных инвестиционных проектов, на которые оказало негативное воздействие падение цен на нефть, и роста спроса, соответственно, в следующем году стоимость нефти может подняться до важной психологической отметки — 100 долларов за баррель. Пока же из-за низких цен на нефтяном рынке состояния инвестиционного климата оставляет желать лучшего, и большинство аналитиков склоняются к тому, что величина спроса на нефть в следующем году будет следовать тенденции к снижению.
Пессимистические настроения на нефтяном рынке усиливаются снижением прогноза величины мирового спроса, которое Международное энергетическое агентство производит третий месяц подряд. Таким образом, за последние два дня цена на нефть в Нью-Йорке упала до минимального уровня с марта 2007 года: резкое падение стоимости на 10 процентов связано с ожиданиями дальнейшего сокращения спроса и увеличения предложения. Последние события вынудили ОПЕК принять решение о созыве внеочередной встречи 29 ноября в Каире, в которой примут участие арабские члены группы.
В результате значительной отрицательной коррекции цен российскими компаниями-производителями, по сообщению ОМТ-консалт, средняя стоимость всех видов топлив понизилась почти на 1500 руб./т. Так, высокооктановые бензины марок Аи-95 и Аи-92 потеряли в цене 7,38% и 9,02% или 1 820 руб./т и 1 674 руб./т соответственно. Средняя стоимость высокооктанового бензина марки Аи-95 на отчетный период времени составила 22 843 руб./т, а средняя стоимость бензина марки Аи-92 — 16 882 руб./т.
Средняя стоимость низкооктанового бензина марки А-76/80, за отчетный период с 11 по 13 ноября 2008 года, понизилась на 9,58% или 1 666 руб./т, и достигла уровня 15 727 руб./т. Причинами такой значительной коррекции цен по-прежнему остается низкая платежеспособность компаний, вызванная значительным увеличением ставок по кредитам, что в свою очередь ведет к снижению спроса, в то время как предложений на рынке довольно много.
На рынке дизельного топлива также наблюдается отрицательная коррекция цен. Так, летнее дизельное топливо продемонстрировало снижение цен на 9,41% или 1 624 руб./т, в среднем по России. Средняя цена на этот вид топлива составила 15 630 руб./т. Средняя стоимость зимнего дизельного топлива на отчетный период времени составила 18 777 руб./т, что на 6,78% или 1 365 руб./т. Летнее дизельное топливо продолжает снижаться в цене по причине значительного количества предложений, в то время как спрос на него постепенно снижается. Между тем, стоит отметить и то, что в связи с довольно теплой осенью, зимнее дизельное топливо также не пользуется существенным спросом. Тем не менее, ситуация с зимними сортами дизельного топлива может измениться с приходом морозов, когда эти виды нефтепродуктов будут более востребованными.
Бензин АИ-92
13 ноября на Торговой площадке eOil.ru стоимость бензина марки Аи-92 не изменилась, как и объем предложения. Так, средневзвешенная цена продажи составила 16 703 руб. за тонну при стабильном объеме предложения 2,7 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки увеличилась на 250 руб./т. и достигла отметки 13 000 руб. за тонну, объем спроса также увеличился на 0,3 тыс. тонн и составил 1,5 тыс. тонн.
Дизельное топливо (летнее)
13 ноября на Торговой площадке eOil.ru стоимость дизтоплива летнего сохранилась на прежнем уровне, так, средневзвешенная цена продажи осталась на отметке 14 475 руб. за тонну, объем предложения также не изменился и составил 4,9 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки осталась без изменений на уровне 12 000 руб. за тонну при стабильном объеме спроса 0,3 тыс. тонн.
P.S. Цены на мировом нефтяном рынке выросли более чем на 2$ за баррель в связи с 10-процентное сокращением за два предыдущих дня, которые трейдеры посчитали необоснованно большим. В течение вчерашней сессии цена на нефть опускалась ниже отметки 55$ за баррель, минимальной с 30 января 2007 года, после того, как МЭА сократило свой прогноз спроса на нефть на 2009 год. Также на рост цен на нефть оказало влияние повышение индексов на фондовых рынках: фондовый рынок окреп и теперь поддерживает нефтяной рынок, и уже понятно, что большинство факторов понижательного характера уже отразилось на ценах. (подробнее см. http://www.eoil.ru/news/31372)