Топите хартиями, господа!
Изумительные планы реформ подготовила Еврокомиссия. Теперь она будет согласовывать крупные договора на поставки энергоносителей в страны ЕС. Возникает непреодолимое противоречие: страны ЕС могут потреблять газ, платить за него, но не имеют полномочий на заключение договоров. А Еврокомиссия будет иметь полномочия, но ни за что не отвечать. Мечта бюрократа!
Для России это удобная возможность СОКРАТИТЬ поставки газа еврожулью, которое уже 70 лет наживается на чужом сырье. Сам Газпром на это бы не решился, так поблагодарим наших противников за очередную глупость.
Это событие прошло незаметно, а между тем оно, возможно, станет точкой отсчета в отношениях России и Европы. Еврокомиссия 16 февраля официально представила пакет инициатив по реформированию поставок энергоносителей.
Ключевой пункт плана — запрет для стран ЕС на заключение контрактов на поставку газа без одобрения Еврокомиссии. Отныне страны ЕС будут обязаны информировать Брюссель о намерении заключить соглашения в области энергетики с не входящими в союз государствами в случае, если поставки покрывают более 40% локального рынка. Этим требованиям на рынке ЕС соответствует только один игрок — российский «Газпром».
Вишенкой на торте является то, что ЕК получит доступ к уже заключенным межправительственным соглашениям, в том числе газовым контрактам с РФ. И если ЕК найдет в соглашениях нарушения норм ЕС, она будет готова оказать содействие стране в пересмотре этих договоров. В крайнем случае, долгосрочные газовые контракты могут быть аннулированы — соответствующие полномочия должен получить Европейский суд юстиции, заявил ранее агентству РИА Новости источник в Брюсселе.
Вообще-то Западная Европа привыкла наживаться на чужом сырье. Весь прошлый век нефть шла туда по бросовым ценам, да и сейчас в литре бензина стоимость нефти не превышает четвертой части. Остальное – накрутки и налоги европейцев. Именно ради дешевого сырья Европа уже 70 лет льет кровь на Ближнем Востоке и в Африке. А поскольку почти все сырье легко транспортируется морем, достаточно было посадить в любой стране своего ставленника, чтобы грести ресурсы лопатой.
Исключение составляет газ. Технология его промышленного сжижения и морские перевозки появились совсем недавно, и пока достаточно дороги. Транспорт газа – один из самых капиталоемких видов деятельности, здесь и самые большие диаметры труб, и мощные компрессорные станции для перекачки, и самый дорогой контроль безопасности, и подземные хранилища для компенсации сезонного характера потребления. Проекты трубопроводного транспорта и СПГ окупаются за 15-20 лет и требуют строгих гарантий поставок и потребления. Но зато газ – самое дешевое и экологичное топливо.
В этих условиях получили распространение долгосрочные договора на поставки газа по принципу «бери или плати», они обеспечивает окупаемость инвестиций. Это вовсе не российское изобретение. Впервые он был применен в Нидерландах компаниями Шелл и Мобил. Норвежская Statoil в прошлом году заключила контракт на поставку СПГ в Литву по тому же принципу. Иначе никакого смысла в долгосрочных контрактах нет.
Судите сами: если я обещаю покупателю подавать, скажем, по 10 млрд кубов в течение 20 лет, то мне нужно иметь для этого добывные и транспортные мощности. Пробурил я скважины, зарезервировал пропускную способность трубопроводов, а тут случилась теплая зима, покупатель взял да и отказался от газа. Куда прикажете убытки списывать?
У покупателя тоже проблемы: хотелось бы брать газ подешевле, по ценам срочного рынка спот, но там торгуются небольшие партии, излишки. Сейчас они дешевы, а в холодные зимы цена доходила до $1000 за тысячу кубометров. Не укупишь.
С появлением в Европе терминалов СПГ опасность дефицита газа практически исчезла. Да, СПГ на $100-150 дороже трубопроводного газа, но пережить короткие холода с ним можно. Да, сейчас 70-80% мощностей этих терминалов простаивают (дорого), но зато при дефиците они очень пригодятся.
Как поступает в таких случаях умный и ответственный партнер? Он СОКРАЩАЕТ поставки по долгосрочным договорам так, что всегда сможет минимальные объемы использовать. А если газа не хватит, докупит СПГ по разовым контрактам.
А что делает еврожулик? Он сначала пытается устроить «конкуренцию». Нанимает писак, которые взахлеб врут про громадные газовые запасы, открытые в далеком Лукоморье под могучим дубом. Два года размахивают языками про поставки СПГ из Америки (оттуда пока даже один газовоз отправить не могут). Расхваливают будущие перспективы газопроводов из Туркмении, Азербайджана, Катара и еще черт знает откуда. Однако ни одна страна-производитель с европейцами дело иметь не спешит, потому что от страны требуют гарантии поставок, а сами жулики никаких обязательств взять на себя не хотят. И главное, все умильно трещат, как замечательно торговать газом на любом базаре и как конкуренция будет двигать технический прогресс.
По другим товарам — зерно, сахар, кофе, хитрецам стравливать производителей удается, а нефть, газ, металлы – ресурсы НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ. Только безумные или продажные власти способны ускоренно разбазарить природные богатства, потому что потом придется самим побираться. За примерами далеко ходить не надо.
Нидерландам повезло: на ее маленькой территории оказалось гигантское газовое месторождение Гронинген с начальными запасами 2,7 трлн кубометров. При экономной эксплуатации его бы хватило стране на 90 лет. Но более половины газа уходило на экспорт в соседние страны Европы. К тому же в погоне за прибылью разработку месторождения вели хищническим способом, без грамотной компенсации отборов. В результате в густонаселенном районе начались техногенные землетрясения магнитудой до 3,6 баллов. Предъявленная сумма компенсаций оценивается в 6,5 млрд евро. В прошлом году власти Нидерландов заставили газовые компании сократить добычу почти вдвое и страна стала нетто-импортером газа (см. рисунок).
Выбраны и английские газовые запасы в Северном море. Только Норвегия пока чуть прибавляет добычу за счет ввода новых скважин на крупном морском месторождении с говорящим названием «Тролль». Но глубина моря здесь 350 м, затраты огромные.
А коли не удается стравить производителей газа, что остается делать жуликоватым европейским деятелям? Правильно. Судиться.
За последние 7 лет потребители Европы 65 раз (!!!) пытались судиться с Газпромом ради снижения газовых цен. Чаще всего дела заканчивались досудебными соглашениями, после переговоров Газпром устанавливал скидки или смягчал штрафные санкции. Вот, например, французской компании Engie S.A. трижды пересматривались условия контракта, но это не помешало ей опять подать иск в Стокгольмский арбитраж. А чешская компания RWE Transgas просто не стала оплачивать штрафы за недобор газа, причем Венский арбитраж претензию Газпрома отклонил. Ворон ворону глаз не выклюет.
Но может быть, Газпром что-то нарушил, в чем-то недовыполнил поставки по договорам? Ни на копейку. Обратите внимание: ни один суд в этом обвинить российскую компанию не смог, иначе бы западная пресса об этом растрезвонила на все лады. Почему же они судятся? Они КЛЯНЧАТ.
Расчет тут простой. Арбитражные дела идут годами, Газпрому нужно нанимать для них европейских юристов. Цены они дерут заоблачные, а за результат не отвечают никак. Законодательство ЕС настолько запутано, что при желании адвоката и благосклонности суда его можно повернуть в любую сторону. Вот, например, только договор к Энергетической хартии (без толкований и пояснений) насчитывает 82 страницы. А составлен он так, что любой бандит-мафиози, согласно хартии, защищен от конфискации награбленного, если он вложил долю в «энергетические активы».
Европа нашла новый вид доходов – крючкотворство. Поставщика газа уже гоняли по инстанциям: Болгария сначала согласовала Южный поток, Еврокомиссия притормозила, потом отказалась Болгария, сейчас она снова не против (денег за транзит хочется). Потом опять вмешается Еврокомиссия и так по кругу… А новый пакет реформ эту волокиту вводит в ранг закона. Жулье. Бюрократическое жулье.
Но, как говорится, нет худа без добра. России давно пора прекратить нянчиться с недобросовестными покупателями. Новые правила для уже заключенных договоров являются форс-мажором и дают повод их расторгнуть. Раньше Россия стремилась к долгосрочным договорам, наивно рассчитывая, что их будут соблюдать. Теперь таких надежд больше нет. Можно будет заключить новые, но на меньшие объемы. Заодно и решить вопрос с украинским транзитом. Радикально решить, путем отрезания этому транзиту хвоста по самую голову.
Вот тогда евробюрократии придется уяснить: хотите дешевый газ – стройте САМИ терминалы и газопроводы. Не хотите? Тогда топите хартиями, господа.
Александр Хуршудов.