«Томскнефть»: ВЭБ отрекается от сделки с Роснефтью
Вчера получила продолжение история с продажей «Роснефтью» Внешэкономбанку (ВЭБ) 50% акций «Томскнефти» за 3,4 млрд долл. Глава ВЭБа Владимир Дмитриев официально отказался от этого актива, заявив, что банк не участвовал в сделке по приобретению акций «Томскнефти». Источник РБК daily, знакомый с деталями сделки, утверждает, что она напоминает историю покупки в конце 2004 года «Роснефтью» «Юганскнефтегаза» у никому тогда не известной «Байкалфинансгрупп». Напомним, после завершения сделки ВЭБ подтвердил, что выступал агентом по привлечению для «Роснефти» 6 млрд долл. кредита китайских банков.
В начале июля «Роснефть» опубликовала инвестмеморандум к готовящемуся выпуску еврооблигаций, в котором сообщила, что приобрела у ООО «Прана» бывшие активы ЮКОСа за 3,4 млрд долл. За аналогичную сумму «Роснефть» продала ВЭБу 50% акций «Томскнефти», говорилось в документе. Представители ВЭБа тогда отказались подтвердить факт совершения сделки. Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что в наблюдательный совет ВЭБа не поступали материалы по покупке банком 50% акций «Томскнефти».
И вот вчера Владимир Дмитриев заявил журналистам, что по балансу банка этот актив не проходил. «Деньги ВЭБа не участвовали в этой сделке», процитировало его РИА РБК. Глава ВЭБа подчеркнул, что на отдельных этапах банк был подключен к проработке схем, связанных с этим активом. Других комментариев ВЭБ вчера не давал. «Роснефть» со своей стороны вновь заявила, что сделка с ВЭБом завершена, деньги получены в полном объеме.
Знакомый с деталями сделки источник отметил, что ситуация напоминает историю конца 2004 начала 2005 года, когда ВЭБ якобы дал денег «Роснефти» на покупку ЮНГ. Напомним, после приобретения этого актива «Роснефть» подтвердила получение 6 млрд долл. от китайской стороны в качестве предоплаты по поставкам 48,4 млн т нефти в 20062010 годах. ВЭБ со своей стороны заявил, что выступил агентом в привлечении этих средств в виде кредита консорциума китайских банков.
Вполне возможно, что и в сделке с акциями «Томскнефти» также появится «китайский след». Собеседник РБК daily утверждает, что ВЭБ не мог «повесить» эти бумаги на какую-либо свою «дочку». Старший аналитик «КИТ Финанс» Дмитрий Царегородцев со своей стороны предположил, что ВЭБ «принял участие в трансфертной сделке, в которой вполне могли быть задействованы китайские деньги». Интерес китайских государственных нефтекомпаний к российской нефтяной отрасли давно известен. «Томскнефть» имеет привлекательное географическое положение для них ее добывающие активы находятся ближе всего к китайской границе среди российских континентальных месторождений. Да и величина пакета, по мнению аналитика, является вполне привлекательной для китайской стороны.
«Роснефть» и ВЭБ вчера не комментировали эту версию.