ТНК-BP поделят надвое
Виктор Вексельберг, Герман Хан, Леонард Блаватник и Михаил Фридман рассматривают возможность выкупа доли британской BP в ТНК-BP. И хотя BP свою долю продавать не собирается, аналитики полагают, что консорциуму российских совладельцев нефтяной компании не составило бы большого труда найти необходимые средства для оплаты такой сделки. Источники, близкие к российским акционерам ТНК-BP, не исключают разделения СП на две компании в случае, если противоречия не разрешатся в разумные сроки.
По мнению Стэна Половеца, главного исполнительного директора консорциума AAR («Альфа-Групп», Access Industries и «Ренова»), которое он озвучил в интервью агентству Bloomberg, ТНК-BP сегодня серьезно недооценена по сравнению с другими российскими конкурентами. Пять лет назад ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ имели почти одинаковую капитализацию — 15 млрд и 16 млрд долл. соответственно. «Сейчас они (ЛУКОЙЛ) стоят до 98 млрд долл., а мы — 38 млрд долл.», — сетует топ-менеджер.
Он считает, что для повышения капитализации компании необходимо увеличить объем акций ТНК-BP на открытом рынке путем проведения IPO, а привлеченные средства потратить на выход на зарубежные рынки. Г-н Половец надеется, что компромисса в затянувшемся конфликте удастся достичь еще до сентября, когда должно состояться следующее заседание совета директоров TNK-BP Ltd.
Г-н Половец замечает, что AAR готова была бы в случае затягивания конфликта выкупить у BP ее долю в компании, а свою продавать не намерена. При этом топ-менеджер подчеркивает, что давления российского государства на AAR в целях совершения этой сделки «нет абсолютно никакого». Но BP не намерена продавать 50% в ТНК-BP, говорится в распространенном вчера пресс-релизе британской компании, который цитируют иностранные агентства. Компания неоднократно заявляла, что является стратегическим акционером и не собирается снижать долю в ТНК-BP, говорит представитель BP в России Владимир Буянов.
В AAR официально подчеркивают, что консорциум не делал предложений BP выкупить их долю. Это подтверждают источники, близкие к российским акционерам компании. Один из них считает такой сценарий маловероятным не только из-за необходимости привлекать огромные деньги, но и по той причине, что подобная сделка должна будет идти по некой «сложной схеме», подразумевающей переуступку части пакета одной из госкомпаний. Он называет заявления г-на Половеца еще одним способом давления на BP, подчеркивая, что при желании участ-ники AAR могли бы позволить себе выкупить долю британцев, призвав на помощь мощный административный ресурс, даже не прибегая к крупным заимствованиям.
Как сообщил корреспонденту РБК daily другой собеседник, близкий к акционерам ТНК-BP, говорит об ином варианте решения конфликта. «В случае если договориться о паритете в управлении активом не получится, есть предложение разойтись на две компании: ТНК и BP (имеются в виду российские активы BP), обменявшись теми активами, которые каждая из сторон вносила при создании СП в 2003 году, плюс компенсировав издержки и затраты британским партнерам по ряду сегментов. Вопрос в размере этих выплат», — говорит он, подчеркивая, что акционерное соглашение сторон истекает в этом году.
Денис Борисов из ИФК «Солид» полагает, что половина доли в ТНК-BP может стоить 25 млрд долл. По его мнению, российские акционеры в случае совершения такой сделки могли бы привлечь собственные средства и частично — кредитные. При этом аналитик подчеркивает, что сейчас на рынке не лучшая ситуация для заемщиков, поскольку процентные ставки выросли, а объемы ликвидности снижаются. Он также видит выгоду в проведении IPO ТНК-BP в размере от 10 до 20% акций.
Валерий Нестеров из ИК «Тройка Диалог» считает, что цена 50% в ТНК-BP колеблется от 20 млрд до 30 млрд долл. Эксперт прогнозирует, что перспектива продажи AAR своей доли — вопрос цены сделки, в то время как для BP уступка неприемлема за любые средства, поскольку означает перспективу лишиться 20% нефтедобычи компании. Он считает сомнительной реализацию сценария разделения ТНК-BP на две компании, учитывая ситуацию в «Славнефти», активы которой до сих пор полностью не могут поделить «Газпром нефть» и ТНК-BP, пополам владеющие этой компанией.
Опрошенные аналитики полагают, что по итогам сделки контрольный пакет AAR могла бы продать госкомпании — «Газпрому» или «Роснефти». Источник в «Газпроме» уверяет, что монополия не получала и не делала конкретных предложений по выкупу доли в ТНК-BP и намерена дождаться разрешения конфликта акционеров российско-британской компании.