Тимошенко тормозит проект «Одесса-Броды»
Юлия Тимошенко нашла новый повод для противоборства с Кабинетом министров. Вчера было объявлено, что правительство выступает против подписания соглашения об управлении трубопроводом Одесса-Броды с компанией группы «Приват» Игоря Коломойского. В ответ Кабмин обвинил оппонентов в коррупции. По данным источников газеты «Коммерсант» в группе «Приват», договор мог предоставить ей полный контроль над трубопроводом — с возможностью пролонгации и использования как в аверсном, так и в реверсном режиме. Правда, без получения гарантий заполнения нефтью, отмечают эксперты.
Уполномоченный президента по международным вопросам энергобезопасности Богдан Соколовский вчера рассказал, что Milbert, которая принадлежит группе «Приват», выступает в контрактах заказчиком услуг по транспортировке и поставке нефти, а «Укртранснафта» выступает исполнителем. Контракты предусматривали поставки около 5 млн т каспийской нефти для переработки на Западноукраинских НПЗ и транзит через территорию страны около 3 млн т на протяжении двух лет в прямом направлении. Господин Соколовский отметил, что соглашение не предоставляет Milbert права на монопольную транспортировку нефти, сообщает Полит.ру.
Однако, член парламентского комитета по ТЭК Сергей Пашинский (БЮТ), которому Кабмин поручил проанализировать документ, описал его содержание иначе. По его мнению, это соглашение дает «Привату» неограниченные возможности управлять нефтепроводом как в прямом, так и в реверсном режиме. А по истечении двух лет договор автоматически продлевается еще на два года. Таким образом, соглашение подписывается на 14 лет.
Для компаний, в настоящий момент эксплуатирующих трубопровод Одесса-Броды, новость о намерении «Привата» стать оператором транспортировки сказалась неожиданностью.
«Нас никто не предупредил о том, что могут быть изменения и реверс будет остановлен»,- заявили в пресс-службе ЛУКОЙЛа.
В ТНК-ВР, компании-операторе прокачки, от комментариев отказались. Однако ранее исполнительный вице-президент по переработке и сбыту «ТНК-ВР Менеджмент» Энтони Консидайн заявлял, что компания не получала уведомлений от «Укртранснафты» о подготовке к запуску нефтепровода Одесса-Броды в проектном режиме.
Напомним, что нефтепровод «Одесса-Броды» был построен в 2001 году для прокачки каспийской нефти в страны Восточной Европы, однако оказался из-за экономической нецелесообразности поставок оказался невостребованным. С 2004 года трубопровод используют в реверсном режиме для транспортировки российской нефти в порт «Южный». По данным Минтопэнерго, за это время было прокачано 9 млн т сырья. Украина получила за транзит и в виде портовых сборов свыше $250 млн.