Танкеры пойдут в Арктику
Николай Патрушев рассказал «РГ» о создании Арктического флота.
Началось строительство гигантского судостроительного комплекса, который будет выпускать супертанкеры и плавучие платформы для добычи нефти и газа на морском шельфе в Арктике.
Он создается на Дальнем Востоке на базе завода «Звезда». По своим масштабам новый комплекс превзойдет даже те промышленные гиганты, которые существовали во времена Советского Союза.
Уже через несколько лет Россия сама начнет выпускать сверхкрупные океанские танкеры и специальные суда ледового класса, которые смогут работать на арктическом шельфе.
Фактически наша страна сможет создать первый и самый мощный в мире арктический флот. О том, как повлияет на экономику и безопасность страны строительство Дальневосточного центра судостроения, в интервью «Российской газете» рассказал секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.
Николай Платонович, вы были на месте строительства будущего центра судостроения в Большом Камне. Какую роль в обеспечении национальной безопасности играет создающийся комплекс в Приморском крае?
Николай Патрушев: Введение в эксплуатацию СК «Звезда» будет способствовать обеспечению национальной безопасности и государственных интересов в области морской деятельности.
Это будет самая крупная и современная гражданская верфь в России и первая, ориентированная на крупнотоннажное судостроение, которое в Советском Союзе было сконцентрировано на Украине в городе Николаеве. СК «Звезда» будет работать и на обеспечение экономической безопасности.
Предполагается, что к 2020 году «Звезда» начнет выпускать танкеры водоизмещением 350 тысяч тонн, газовозы, суда ледового класса, специальные суда, элементы морских платформ и другую технику для энергопроектов на морских шельфах России.
Дело в том, что российский шельф — особенно в арктических широтах — является основной зоной, где следует ожидать наиболее заметного прироста ресурсов и запасов нефти, открытия крупных месторождений. Это делает актуальным строительство нефтяных платформ и флота для его освоения.
Как идет строительство? С какими проблемами приходится сталкиваться?
Николай Патрушев: Полный ввод в эксплуатацию всего комплекса производств судостроительного комплекса планируется завершить в конце 2024 года. При этом ввод первых производственных цехов запланирован уже со второго полугодия 2016 года. Речь идет о складах металлопроката и оборудования, блоке корпусных производств и окрасочных камерах, цехах укрупнения блоков корпуса, насыщения, достроечных набережных и других объектах.
Сейчас завершаются работы по монтажу оборудования, поставщики свои обязательства выполняют. Есть ряд проблем, которые надо решать. Это и вопросы, возникшие в связи с введением экономических санкций по отношению к России. Есть и сложности, зависящие от климатических условий, от непростой логистики и нехватки кадров. По итогам своей поездки в Приморский край о ходе строительства СК «Звезда», обо всех проблемах предприятия я доложил президенту России.
Реакция главы государства наверняка последовала, ведь именно Путин дал в 2013 году поручение о создании центра судостроения?
Николай Патрушев: Конечно. Строительство СК «Звезда» находится на постоянном контроле у президента. Недавно Владимир Владимирович провел совещание по вопросам реализации проекта строительства Дальневосточного центра судостроения и судоремонта. Президент поставил задачу — решить вопросы, связанные с созданием и вводом в эксплуатацию первоочередных объектов производственной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры.
Были даны поручения — повысить уровень координации и эффективности деятельности органов государственной власти и заинтересованных нефтяных, судостроительных и иных компаний.
Кроме того, поручено разработать перспективную стратегию развития производственной базы на основе сформированного портфеля заказов на суда и морскую технику.
Кстати, «Роснефть», «Газпром», «НОВАТЭК» и «Совкомфлот» уже подписали с ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» соглашения о намерениях, предусматривающие размещение заказов на строительство судов, буровых платформ и гражданской морской техники на СК «Звезда». Эти же компании предполагают в ближайшее время разработать перспективный план загрузки предприятия на период до 2035 года. Рассмотрены вопросы доставки крупноформатного стального листа для изготовления судов.
Планируется, что после ввода в эксплуатацию на верфи будет работать около 7500 человек. Это хорошая цифра. Поэтому поставлена задача обеспечить завод квалифицированными кадрами и создать для них комфортные условия для проживания.
На совещании также отмечалось, что появление в России, на ее тихоокеанском побережье, собственного судостроительного кластера даст значительный мультипликативный эффект для целого ряда смежных отраслей. Как следствие, будет дан значительный импульс комплексному социально-экономическому развитию регионов, расположенных в пределах Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны нашей страны.
Справка
Россия провела масштабные натурные геолого-геофизические исследования в Северном Ледовитом океане для изучения геологической природы хребта Менделеева и хребта Ломоносова, батиметрическую съемку, сейсмические исследования. В октябре 2014 года была завершена последняя (в рамках подготовки заявки) экспедиция в Арктику — геолого-геофизические исследования в районе котловин Подводников и Амундсена — за пределами 200 миль. Высокоширотная экспедиция пересекла Северный полюс, где ранее таких исследований не было. В целом РФ претендует на 1,2 миллиона тысяч квадратных километров за пределами установленной 200-мильной экономической зоны.
Участок простирается более чем на 350 морских миль от побережья и содержит прогнозные ресурсы углеводородов в размере 4,9 миллиарда тонн условного топлива. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, за пределами шельфа морское дно и его недра являются «общим наследием человечества». Однако государство может расширить свою экономическую зону, если морское дно за ее пределами является естественным продолжением материка. На территории под Северным Ледовитым океаном также претендуют Дания, Канада, Норвегия и США.