«Сырьевая модель экономики России себя исчерпала»
Лекция бывшего председателя Центробанка России Сергея Дубинина о проблемах и задачах российской экономики.
В международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась лекция председателя Центрального банка России (1995-1998 годы), доктора экономических наук, заведующего кафедрой «Финансы и кредит» экономического факультета МГУ Сергея Дубинина на тему «Современная финансово-кредитная система России». «Лента.ру» публикует основные тезисы его выступления.
Россия и финансовая глобализация
Национальная финансовая система — основа развития любой экономики. Сегодня в большинстве стран мира она стала составной частью глобальной финансовой архитектуры. Теперь сама сущность современной глобализации заключается в том, что стандарты совершения сделок и движения денежных потоков максимально унифицированы. Этот процесс происходил в течение последних четырех десятилетий. За основу были приняты американские рыночные стандарты как наиболее отработанные и эффективные. Это стимулировало быстрое развитие международных финансовых центров, что, в свою очередь, резко повысило скорость осуществления всех денежных операций. Поэтому, когда футурологи предсказывают создание глобального информационного общества, надо понимать, что в сфере финансов оно уже существует в течение последних двадцати лет. Этому способствовало появление интернета и глобальных систем обработки денежных потоков, например SWIFT и EuroClear.
Россия подключалась к этим механизмам глобального рынка постепенно, начиная с 1990-х годов. Основным ее торговым и финансовым партнером давно стал Европейский союз. Сейчас наша страна представляет собой типичный пример восточноевропейской экономики развивающегося рынка, пережившей переход от планового хозяйства (с поправкой на территорию, демографию и природные ресурсы). При этом в 1990-е годы Россия сделала осмысленный и сознательный выбор в пользу именно открытой экономики. Рубль сначала стал частично конвертируемым, а затем, в 2006 году, полностью конвертируемым.
Вхождение России в глобальную финансовую систему осуществлялось не только технически, через подключение к мировым финансовым системам обработки денежных потоков, но и в процессе заключения международных соглашений, например об избежании двойного налогообложения, об обмене соответствующей информацией. Кстати, сфера действия информационных соглашений постоянно расширяется, и при сохранении такой тенденции к 2017 году из повседневного обихода, возможно, исчезнет само понятие банковской тайны. Это позволит мировой финансовой системе стать более прозрачной и динамичной, а также оградит ее от проявлений криминала, особенно в отношении спонсирования международного терроризма.
В рамках глобального рынка постоянно возникают новые инновационные виды финансовых инструментов. За последние полтора десятилетия появилась и активно расширяется система производных финансовых инструментов (деривативов), функционирующих на базе традиционных. То есть сейчас можно собрать пул кредитов, оформленных как дериватив, и в таком виде выставить его на рынок. Этот процесс получил название секьюритизация (от англ. Securities — «ценные бумаги») кредита.
Банки банков
Основным регулятором финансово-кредитной системы в большинстве стран мира являются центральные банки. Они изначально возникали как государственные, и перед ними в основном ставились две задачи — покрытие убытков государства (чаще всего связанных с расходами на ведение войн) и концентрация финансовых ресурсов для стимулирования экономического развития страны. Но все это было в прошлом. Современные центральные банки постепенно трансформировались: от одного экономического кризиса к другому их функции, права и роль в экономике постоянно менялись. Они остались институтом государства, но обрели определенную независимость от него.
Главное предназначение центральных банков в нынешней экономической системе — выполнять функцию «главных банков» и по мере необходимости кредитовать остальные банки. Другая их важная роль — выпуск национальной валюты и регулирование денежного обращения. Центробанки также начали выполнять надзорные функции по отношению к другим кредитным учреждениям. В современной России это проявляется особенно отчетливо. Здесь Центробанк превратился в настоящий мегарегулятор, который координирует не только банковскую систему страны, но и все финансовые рынки, а также все их институты, включая негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и фондовые биржи.