Светлые приоритеты нефтепереработчиков вызывают повышение цен на мазут
Мировые цены на темные нефтепродукты растут быстрее, чем на светлые, утверждают западные эксперты. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), за последние десять лет в США мазут подорожал в 3 раза, тогда как бензин — в 2,3 раза. По словам аналитиков, рост цен на мазут связан не только с повышением спроса на этот вид топлива, но и с тем, что нефтепереработчики гораздо более охотно занимаются производством бензина, дизеля и авиационного керосина, чем темных продуктов, сообщает РБК.
По данным BP, около 37% производимого в мире мазута потребляется в Азии, 19% — в Европе, 10% — в Северной Америке, остальное — в Африке и Латинской Америке. Постоянное повышение спроса на мазут связано с развитием морского транспорта и ростом числа тепловых электростанций. В этом году, согласно оценкам Международного валютного фонда, объем морских перевозок возрастет на 5,2% по сравнению с 2006 годом.
Тепловые электростанции, одни из основных потребителей мазута, во многих странах продолжают остаются важным сегментом энергетики. Летом в Японии была закрыта крупнейшая в мире АЭС Касивадзаки-Карива, что привело к значительному росту производства электроэнергии на японских ТЭС. В 2005 году 150 млн т мазута было приобретено морскими перевозчиками, 187 млн т — электростанциями, 120 млн т — другими промышленными потребителями, утверждают эксперты МЭА.
Дополнительным стимулом роста мировых цен на мазут стало решение ОПЕК о сокращении квот на добычу нефти, принятое в октябре 2006 года. Ряд западных экспертов полагают, что это сокращение было сделано в основном за счет дешевых сортов нефти, тех, которые при переработке дают больше мазута. В итоге усилился разрыв между спросом на темные нефтепродукты и их предложением.
Как отмечают эксперты, нефтепереработчики по всему миру не заинтересованы в увеличении производства мазута — гораздо большую прибыль им приносит продажа авиакеросина, бензина и дизеля. Строительство новых НПЗ и модернизация уже существующих, как правило, имеют целью именно увеличение выхода светлых нефтепродуктов. По данным Oil and Gas Journal, 53 НПЗ в мире собираются сократить производство мазута в ближайшие пять лет.
Подобная тенденция характерна и для российской нефтеперерабатывающей отрасли, говорит аналитик ИК «Проспект» Александр Кузнецов. Эксперт напоминает, что установленные в России экспортные пошлины делают производство темных нефтепродуктов гораздо менее привлекательным, чем светлых. В настоящее время экспортная пошлина на отечественную нефть составляет 223,9 долл./т, на светлые нефтепродукты — 163,2 долл./т, на темные — 87,9 долл./т. С 1 октября будут установлены новые, рекордные по своим значениям пошлины: 250,3 долл. за тонну нефти, 181 долл. — светлых нефтепродуктов и 97,5 долл. — темных нефтепродуктов.
Повышение цен на мазут неизбежно приведет к росту стоимости морских перевозок и подорожанию электроэнергии, предупреждают эксперты. При этом в тех странах, где правительства будут препятствовать повышению цен на электричество, может произойти переориентация электроэнергетики на газ — более дешевый по сравнению с мазутом вид топлива.
Нефтепродукты на eOil.ru