Свет в конце маневра
Как стало известно “Ъ”, правительство согласовало ключевые параметры налогового маневра в нефтяной отрасли, остававшиеся нерешенными на момент внесения профильного законопроекта в Госдуму 22 июня. В целом речь идет о мерах, которые смягчают эффект маневра для нефтепереработки и потребителей топлива. Согласованы субсидии шести НПЗ далеко от границы, поддержка крупных проектов модернизации НПЗ за счет отрицательного акциза на нефть до 2029 года. Самым важным стало введение коридора оптовых цен на нефтепродукты в диапазоне 10%, для чего НПЗ получат субсидии через плавающий акциз на 400 млрд руб. в год.
Правительство и нефтяники на совещании у первого вице-премьера Антона Силуанова и вице-премьера Дмитрия Козака 12 июля согласовали нерешенные вопросы по налоговому маневру в отрасли, рассказали источники “Ъ”. Суть маневра — отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Это приведет к росту цен в РФ, из-за чего пострадают и НПЗ, и потребители. Чтобы компенсировать НПЗ часть потерь, правительство решило дать крупным заводам, поставляющим бензин на внутренний рынок, отрицательный (возвратный) акциз на нефть. Для компенсации роста цен на топливо для потребителей придуман плавающий акциз (или компенсирующая надбавка).
Алексей Сазанов, глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина, 14 июня
Уходит пошлина на нефть, это оказывает давление на цены на бензин. А с демпфирующей надбавкой (с отрицательным акцизом.— “Ъ”) ни к каким драматическим последствиям не приведет
Основные параметры маневра внесены в Госдуму 22 июня, но три вопроса оставались нерешенными. Во-первых, как компенсировать НПЗ, удаленным от границы, транспортировку топлива на экспорт (логистическое отставание). Во-вторых, как дать НПЗ, которые не выпускают бензин, шанс модернизироваться, чтобы получать отрицательный акциз и выжить. В-третьих, нужно было согласовать формулу плавающего акциза. Субсидировать логистическое отставание будут повышающими коэффициентами к отрицательному акцизу. По данным “Ъ”, для Хакасии и Красноярского края (Ачинский НПЗ «Роснефти») коэффициент равен 1,5, для Тувы и Иркутской области (ее же Ангарский НПЗ) — 1,4.
Для Ямало-Ненецкого, Ненецкого АО, Республики Коми (Ухтинский НПЗ ЛУКОЙЛа), Якутии и Бурятии коэффициент составит 1,3, для Тюменской (Антипинский НПЗ Дмитрия Мазурова) и Томской областей — 1,1, для Омской (Омский НПЗ «Газпром нефти») и Новосибирской (Коченевский НПЗ «ВПК Ойл») областей, Алтая и Алтайского края — 1,05.
НПЗ, которые пока не производят бензин в объеме 10% от переработки, могут заключить соглашения о модернизации, если перерабатывали не менее 600 тыс. тонн нефти в 2017 году. Они имеют право на отрицательный акциз на нефть до 2024 года, не выполняя требование по выпуску бензинов, а если вложения в модернизацию превышают 60 млрд руб., то до 2029 года.
Ключевое значение для рынка имеет плавающий акциз. При высоких ценах нефти и топлива в мире государство будет платить нефтяникам, чтобы те не повышали внутренние цены, то есть речь идет о субсидии для потребителей. В ходе согласования маневра формула плавающего акциза менялась (см., например, “Ъ” от 22 июня). По данным “Ъ”, в итоге бюджет компенсирует половину (в 2019 году — 60%) разницы между экспортной ценой бензина и дизтоплива и «условной внутренней ценой». Последняя составляет 56 тыс. и 50 тыс. руб. за тонну в 2019 году соответственно, 58,8 тыс. и 52,5 тыс. руб.— в 2020 году и 61,74 тыс. и 55,13 тыс. руб.— в 2021 году. Экспортная цена рассчитывается как цена в Роттердаме минус транспортировка по морю из портов Северо-Запада РФ и минус экспортная пошлина, но плюс акциз и НДС. В обратную сторону (в случае премии внутреннего рынка) механизм не работает. Исходя из текущих цен, а также с учетом роста прямых акцизов и повышения НДС до 20%, в 2019 году общий объем субсидий через плавающий акциз, по расчетам “Ъ”, составил бы около 400 млрд руб.
Важно, что нефтяники могут получить субсидии, только если реальная оптовая цена топлива в РФ не отклоняется от «условной цены» больше чем на 10%. Если цены на нефть растут более чем на 15% в месяц, Белый дом вправе ввести экспортные пошлины. Таким образом, речь идет о регулировании коридора оптовой цены.
В аппарате Дмитрия Козака подтвердили “Ъ” факт совещания и урегулирование основных разногласий, поправки внесены в Госдуму 13 июля (в первом чтении законопроект принят 5 июля). Хотя основные вопросы по маневру решены, собеседники “Ъ” полагают, что борьба еще не завершена: глава «Роснефти» Игорь Сечин недоволен параметрами маневра. Источники “Ъ” отмечают, что он, вероятно, попытается повлиять на ситуацию через площадку президентской комиссии по ТЭКу, а также напрямую через президента.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 16 по 20 июля 2018.