Суверенные фонды Саудовской Аравии устроили распродажу из-за цен на нефть
В 2015 году падение нефтяных цен вынуждает страны Персидского залива снижать дефицит бюджета, купируя расходы и тратя золотовалютные резервы. На этом фоне суверенные фонды стран-экспортеров нефти уходят с западных рынков.
Нефтеэкспортеры выводят деньги
Суверенные фонды Саудовской Аравии и Норвегии во втором-третьем кварталах 2015 года увеличили распродажу акций европейских компаний, сообщило в понедельник Reuters со ссылкой на аналитика NASDAQ Advisory Board Александра Фри. По его данным, Центробанк Саудовской Аравии (Saudi Arabian Monetary Authority, SAMA) избавился от акций европейских компаний, представленных на NASDAQ, на $1,2 млрд. Всего же SAMA владеет акциями компаний из Европы, торгующихся на NASDAQ, на $9,2 млрд. Таким образом, с мая SAMA снизил свои европейские активы NASDAQ на 13%.
Сведения Фри основаны на анализе акций 159 европейских компаний из всех сфер — от телекоммуникационных до работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства — с совокупной капитализацией $1,87 трлн.
По оценкам руководителя компании по исследованию рынка финансовых услуг Insight Discovery Найджела Силлито, беседовавшего в сентябре с The Financial Times, за последние полгода SAMA, по оценкам управляющих активами, вывел из их фондов $50–70 млрд. FT называет среди затронутых действиями SAMA инвестиционных фондов помимо прочих BlackRock, Franklin Templeton, Legal & General, State Street, Northern Trust и BNY Mellon. Однако, как заметил Силлито в разговоре с РБК, это не значит, что западные инвестиционные фонды серьезно пострадали — SAMA сохраняет зарубежные активы на уровне 2013 года, а уже успели получить значительные прибыли за последние десять лет.
Деньги потребовались Эр-Рияду для покрытия растущего бюджетного дефицита в условиях падения цен на нефть и роста расходов, связанных с проведением военной кампании в соседнем Йемене.
Помимо SAMA летом этого года от акций европейских компаний активно избавлялись два других крупнейших нефтяных суверенных фонда — Пенсионный фонд Норвегии, находящийся под управлением Norges Bank (Центробанк Норвегии), а также инвестфонд Абу-Даби The Abu Dhabi Investment Authority (ADIA). По словам Фри, тенденция на распродажу акций усилилась от второго квартала к третьему.
Норвегия дошла до резервов
Bloomberg 7 октября сообщил, что Норвегия изымет из Пенсионного фонда $25,2 млрд в следующем году. Эти средства пойдут на покрытие дефицита бюджета. С нехваткой средств в казне столкнулась и Россия. С января по май дефицит бюджета составил 786,7 млрд руб. ($12,8 млрд).
Саудовская Аравия, ОАЭ и Норвегия являются крупными нефтяными экспортерами. В 2015 году их выручка сильно снизилась: стоимость барреля нефти марки Brent (мирового бенчмарка) — на протяжении года не превышала $65. Сейчас фьючерс на ноябрьскую поставку барреля Brent торгуется на уровне $50,8 (на 20:00 мск).
Вывод средств с европейских рынков происходит одновременно с попытками королевства либерализовать свой фондовый рынок. Вместе с другими членами ОПЕК из Персидского залива — Катаром, Кувейтом, ОАЭ — Саудовская Аравия пытается приспособиться к затяжному периоду низких нефтяных цен. В этом году эти государства уже предупреждали о снижении расходов бюджета и повышали прогнозы по его дефициту.
Свобода и снижение
Международный валютный фонд в августе прогнозировал, что в этом году дефицит бюджета Саудовской Аравии достигнет 20%, порядка $107 млрд — по оценке организации, для равновесного бюджета страны, 81% доходов которой составляет выручка от продажи нефти, ее баррель должен стоить $106. По словам главы работавшей в мае в Эр-Рияде миссии МВФ Тима Каллена, «падение цен на нефть приводит к существенному снижению экспортных и бюджетных доходов».
Чтобы помочь экономике, в июле Эр-Рияд начал расходовать госрезервы (за год с августа 2014 года, по данным SAMA, они снизились почти с $740 млрд до $654,5 млрд) и объявил о выпуске облигаций, впервые с 2007 года, — их покупателями стали банки королевства. В июле речь шла о получении $4 млрд. Позже стало известно, что к концу года королевство рассчитывает занять до $27 млрд.
Выход на долговой рынок не помогает королевству полностью сохранить высокий уровень государственных расходов. В начале сентября Barclays прогнозировал, что при сохранении цен на нефть в размере $50 золотовалютных резервов Саудовской Аравии хватит до 2019 года, если королевство продолжит расходовать бюджет такими же темпами.
В начале сентября министр финансов Ибрагим аль-Ассаф признал, что от части проектов придется отказаться. Он не уточнил, о каких статьях идет речь, но подчеркнул, что финансирование образования и здравоохранения сохранится в полном объеме.
«Саудовская Аравия сильно пострадала во время предыдущего периода низких цен на нефть в 1980-е годы», — пояснил РБК профессор кафедры современного Востока РГГУ Григорий Косач. По его словам, с тех пор королевство многое предприняло, чтобы диверсифицировать экономику и накопить золотовалютные резервы на случай повторения такой ситуации. «Сейчас у Саудовской Аравии есть возможности, чтобы пережить возвращение длительного периода дешевой нефти», — сказал Косач. Он отметил, что проблемы у Эр-Рияда могут появиться из-за политической напряженности на Ближнем Востоке. «Саудовская Аравия вынуждена много тратить на оборону и на поддержку своих союзников в регионе. Она закупает много вооружений из США и не может игнорировать угрозу со стороны шиитского Ирана», — добавил он.
С июня этого года Эр-Рияд разрешил крупным зарубежным инвесторам приобретать акции местных компаний. Нововведения рассчитаны лишь на крупных институциональных игроков, но они уже стали самыми масштабными реформами на саудовском фондовом рынке за последние несколько десятилетий.
Курс на экономию
О снижении расходов или увеличении дефицита бюджета в 2015 году уже предупреждали другие крупные нефтяные экспортеры региона.
В конце июля Объединенные Арабские Эмираты объявили об отказе от топливных субсидий. Это эквивалентно снижению бюджетных расходов на 4,2%. По оценке Reuters, в этом году расходы консолидированного бюджета ОАЭ снизятся до $125,5 млрд, в то время как год назад они превышали $130 млрд.
В сентябре Катар заявил об отказе от снижения бюджетных расходов. Однако в следующем году страна может столкнуться первым за последние 15 лет дефицитом бюджета в размере 4,9%. Кувейт в июле одобрил бюджет на финансовый год с апреля 2015 по апрель 2016 года с дефицитом $27 млрд. Бахрейн в 2015 году столкнется с дефицитом почти $3,9 млрд. Для сравнения, всего в 2015 году королевство рассчитывает потратить $9,47 млрд. Дефицит бюджета Омана в этом году прогнозируется на уровне 8% ВВП — около $7 млрд.
Дефициты бюджетов этих стран связаны как с падением нефтяных цен, так и с участием в масштабных инфраструктурных проектах. Так, например, Катар готовится принять ЧМ по футболу в 2022 году. Наконец, часть трат объясняется необходимостью поддерживать высокий уровень жизни населения. Это стало особенно актуально после «арабской весны» 2011 года.