Средний российский НПЗ проигрывает в доходности среднему европейскому около 83$ на тонну
Средний российский НПЗ из-за худших выходов и качества продуктов проигрывает в доходности среднему европейскому НПЗ около 83 долларов на тонну перерабатываемой продукции. Директор Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Григорий Выгон выступил на конференции «Нефтепереработка в России и странах СНГ», прошедшей в Риме, с докладом по теме «Развитие нефтепереработки в России: влияние налогового и таможенного регулирования».
В своем выступлении Григорий Выгон отметил, что главными проблемами российских НПЗ являются отсталая конфигурация и плохая логистика. В настоящее время из-за худших выходов и качества продуктов средний российский НПЗ проигрывает в доходности среднему европейскому около 83$ на тонну перерабатываемой продукции. Более того, высокие транспортные затраты по доставке нефтепродуктов до основных экспортных рынков приводят к потере части маржи переработки российскими НПЗ. В результате экспорт нефтепродуктов обходится дороже, чем экспорт нефти, в среднем на 38 долларов за тонну.
В то же время субсидии по экспортным пошлинам на нефтепродукты относительно экспортных пошлин на нефть, действующие в настоящее время, более чем компенсируют российским НПЗ отставание в конфигурации и логистике. При действующей системе таможенных пошлин маржа российских заводов лучше европейских, и даже худшие НПЗ генерируют положительную чистую маржу. При этом первичная переработка нефти по-прежнему выгоднее ее экспорта. В результате компании принимают неоправданные решения относительно строительства новых простых НПЗ или дополнительных мощностей первичной переработки, тогда как инвестиции в углубляющие процессы идут медленно. Более того, сохранение более высокой пошлины на бензин стимулирует инвестиции в гидрокрекинговые установки, основным продуктом которых является дизтопливо, которого в стране и так избыток.
Система 60-66-90 неэффективна и должна быть изменена. Трансформация этой системы должна происходить путем сближения пошлин на нефть и нефтепродукты отметил эксперт.
Вместе с тем, модернизация НПЗ не является самоцелью. В принципе любые изменения системы регулирования перерабатывающей отрасли должны быть в интересах всех игроков – потребителей нефтепродуктов, переработчиков и государства.
Потребителям нужно качественное моторное топливо по приемлемым ценам и чистый воздух, заводам – приемлемый уровень маржи, а государству – увеличение доходов бюджета — отметил Григорий Выгон. Если модернизация российских НПЗ произойдет в соответствии с планами компаний, то нефтеперерабатывающая отрасль сможет обеспечить внутренний рынок бензином и дизтопливом класса Евро-3 в 2013 году и класса Евро-5 в 2016-2017 гг., а в 2020 году уже может возникнуть существенный профицит автобензина, более 10 млн. тонн.
В связи с этим возникает вопрос о том, а нужно ли России столько бензина, такой высокий объем первичной переработки и такие жесткие требования к компаниям по модернизации — подчеркнул директор Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Григорий Выгон.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________