Спикер Совфеда поторопился требовать от нефтяников бензин марки «Евро-4»
Совет федерации грозит установить для нефтяных компаний четкие сроки перехода на производство высококачественного бензина. Однако нефтяники утверждают, что в России пока нет спроса на бензин марки «Евро-4» и переход на его производство финансово не оправдан, — пишет «Газета.ру«.
По мнению чиновников, России срочно нужно наращивать объемы производства высококачественного топлива. Совет федерации в ближайшем будущем планирует рассмотреть законопроект о сроках перехода нефтеперерабатывающих заводов России на обязательное производство бензина стандарта «Евро-4». «Это топливо оказывает менее вредное влияние на атмосферу», – заявил спикер Совета федерации Сергей Миронов на конференции по Киотскому протоколу, которая проходит сейчас в Горном институте Санкт-Петербурга.
Спикер СФ предлагает установить временной лимит в два года, за этот срок нефтяные компании должны успеть перейти на производство «Евро-4». Согласно предложению Совета федерации, тем, кто в этот период перейдет на производство высококачественного бензина, нужно установить налоговую льготу в размере 10%. Компаниям, которые продолжат производить бензин более низкого качества, следует поднять налог на те же 10%.
Действительно, сегодня в России бензин марки «Евро-4» не производит ни одна компания (за пределами страны «ЛУКойл» делает такое топливо на НПЗ в Болгарии и Румынии). Однако самые крупные из них готовятся начать при необходимости такое производство. Например, в «ЛУКойле» «Газете.Ru» сообщили, что компания готова в течение двух лет перевести все свои предприятия на производство высококачественного горючего и полностью поддерживает предложение о налоговых поощрениях.
Однако в другой крупной компании – в государственной «Роснефти» – считают необоснованным переход на бензин «Евро-4». «Понятно, что Россия стремится соответствовать европейским требованиям, – говорят в пресс-службе госкомпании. – Однако для того, чтобы бензин «Евро-4″ пользовался спросом, нужны определенные условия, например достаточное количество автомобилей, которые работают на этом топливе, а их пока нет». Тем не менее, как заявили представители «Роснефти», компания также модернизирует свое производство и ее специалисты готовы принять участие в рассмотрении законопроекта в составе экспертных групп и высказать свои предложения.
Специалисты в один голос говорят, что Миронов поторопился со своей инициативой. Так, в Российском топливном союзе (РТС) к предложению Совета федерации отнеслись скептически. «Подобные предложения регулярно появляются еще с июля 2003 года, когда вступил в силу закон № 184 ФС «О техническом регулировании», – рассказывает исполнительный директор РТС Григорий Сергиенко. – Согласно этому документу, требования к нефтехимической продукции регулируются специальным техническим регламентом. Но ситуация осложняется тем, что на протяжении всего этого времени регламент так и не разработан».
Дело в том, что правительство России, Минпромэнерго, Минобороны и руководство НПЗ не могут прийти к компромиссному решению, которое учитывало бы интересы всех сторон. «На сегодняшний день в стране огромное количество автомобилей и техники, которые могут работать только на низкокачественном бензине, – указывает Сергиенко. – Это, прежде всего, сельскохозяйственная и военная техника. Поэтому запрет на производство подходящего бензина просто выведет ее из строя. Конечно, у Минобороны есть запас горючего, но его будет явно недостаточно». Кроме того, быстрый переход на производство бензина «Eвро-4», по словам Сергиенко, требует значительных капиталовложений в модернизацию НПЗ. «А это могут себе позволить далеко не все компании», – подчеркивает эксперт.
В то же время, по мнению исполнительного директора РТС, стимулировать нефтепереработку нужно, так как количество иномарок и автомобилей, сделанных из импортных деталей, в России постоянно растет. А эти автомобили работают на высококачественном бензине. Однако на данный момент, по словам Сергиенко, доля их сравнительно невелика, и поэтому переход должен быть постепенным.
Отраслевые аналитики придерживаются аналогичного мнения. Эксперт Альфа-банка Дмитрий Лукашов согласен, что в сроки, предложенные Мироновым, справиться с задачей могут только крупные компании. По мнению эксперта, подобные решения не позволят развиваться свободной конкуренции между компаниями и НПЗ. «Это выгодно крупным компаниям, а мелкие поставит в серьезные финансовые тиски», – прогнозирует Лукашов.