Создается азербайджано-российский газовый альянс

Европа всерьез рассчитывает на азербайджанский газ, однако мощностей республики пока явно не хватает для покрытия растущих европейских потребностей. Неожиданным образом помочь в этой ситуации взялся российский газовый конкурент Азербайджана — «Газпром», руководство которого в конце июня достаточно неожиданно заявило, что готово покрыть газовые потребности соседней республики.

Из России с любовью

«В связи с увеличением внутреннего потребления газа и ростом экономики Азербайджана «Газпром» готов удовлетворить потребности республики в импорте газа в необходимых объемах», — сказал глава монополии Алексей Миллер в конце июня на Петербургском международном экономическом форуме. Что бы это значило?

«Несмотря на крупные запасы газа в Азербайджане, темпы их разработки — в первую очередь крупнейшего месторождения «Шах-Дениз» — сейчас сильно замедлились, отдача снизилась, — считает член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. — Связано это с нехваткой свободных финансовых ресурсов». Дело в том, что экономика Азербайджана, как известно, очень зависима от нефтегазовых доходов.

Падение цен на нефть повлекло за собой с некоторым лагом падение и газовых цен, так как стоимость долгосрочных контрактов по газу привязана к нефтяным котировкам. Так ли это? В самом Баку эту точку зрения не разделяют, утверждая, что добыча на «Шах-Денизе» постоянно растет – причем и по первой очереди проекта, и по второй.

Напомним, что запасы месторождения «Шах-Дениз» оцениваются в 1,2 трлн куб. м газа, в прошлом году на месторождении было добыто 9,9 млрд кубометров. Именно на газ «Шах-Дениза» в первую очередь рассчитывает Европа в попытке снизить свою зависимость от поставок из России.

Азербайджанский газ — карта, которую Евросоюз разыгрывает уже несколько лет, говоря о необходимости диверсификации поставок топлива. Практически никто из серьезных экспертов не сомневается, что экспорт из Азербайджана в Европу рано или поздно начнется. Вопрос сводится лишь к срокам и объемам. Объемы пока что просматриваются в районе 10 млрд кубометров в год, а сроки поставок изначально должны были начаться в 2018 году, сейчас же говорят о 2022, и даже о 2025 годе. При этом стоит признать, что даже при самом благоприятном развитии событий, азербайджанское месторождение не закроет всех растущих потребностей Европы. Ведь потребности стран ЕС в «голубом топливе» к 2030 году вырастут на 100–150 млрд кубометров. И в этом плане плечо, неожиданно подставленное Россией, может оказаться очень кстати.

Друзья – соперники…

Между тем еще недавно казалось, что газовый вопрос может вбить клин во вполне дружеские отношения между Россией и Азербайджаном. К такому не слишком радостному сценарию подталкивала геополитическая ситуация. Дело в том, что Евросоюз с некоторых пор не на шутку озаботился тем, чтобы снизить свою зависимость от поставок «голубого топлива» из России, уровень которых на сегодняшний день составляет порядка 30% от общих потребностей Старого Света. А уж на фоне резкого охлаждения отношений между Брюсселем и Москвой, особенно после событий в Крыму и на Украине, идея газовой независимости стала едва ли не маниакальной.

Проблема в том, что просто так взять и отказаться от российского газа Европа не может – выпадающие объемы поставок надо чем-то возмещать, иначе европейцы рискуют замерзнуть в холодные периоды в своих комфортабельных жилищах. Вряд ли такое развитие событий можно всерьез представить в 21 веке. Однако, как не старается старушка-Европа слезть с российской газовой иглы и диверсифицировать поставки, у нее это не очень получается. Объемы поступающего из России газа если и сокращаются, то весьма незначительно. Как выясняется, серьезных альтернатив российскому газу попросту нет – хоть сжиженный газ вози, хоть о сланцевом мечтай…

Что же касается ближайшего будущего, то главная надежда континента связана с потенциальными поставками «голубого топлива» из Азербайджана. Именно на проект Трансанатолийского газопровода (TANAP) — его главная надежда. Баку, естественно, не против воспользоваться благоприятной ситуацией, обзавестись стабильным и долгосрочным покупателем своих газовых ресурсов, и обеспечить тем самым мощный приток твердой валюты в свою казну. Проблема лишь в том, что вся эта ситуация превращает Москву и Баку в конкурентов, если не сказать больше —  соперников. И потенциально вполне способна отравить их дружеские отношения. Более того, как считают некоторые политологи и международные эксперты – уже отравляет, хотя это пока никак не сказывается на дружественных двусторонних контактах на высшем уровне. А тут еще все больше свидетельств того, что страны ЕС упорно пытаются столкнуть между собой Россию и Азербайджан на европейском газовом рынке, чтобы сделать транзит топлива в Европу инструментом политического давления на оба государства. В этой логике поставки азербайджанского газа по газопроводу TANAP призваны существенно потеснить позиции России на европейском рынке углеводородов.

Справедливости ради стоит заметить, что пока Азербайджан проводит чрезвычайно взвешенную политику на международной арене, не стремится идти на поводу у Евросоюза и демонстрировать какую-то враждебность по отношению к российским энергетическим проектам. Любопытно, кстати, что до конца этого года действует контракт между «Газпромом» и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР) на поставку азербайджанского газа в Россию, однако поставки по нему уже практически приостановились.

Выгода для всех

Ситуация, когда российский газ потечет в Азербайджан, не просто смягчает потенциально взрывоопасную ситуацию, но и в корне меняет ее, превращая Москву и Баку в крайне заинтересованных друг в друге партнеров. Стороны уже делают реальные шаги для будущего двустороннего газового альянса. В настоящее время формируется российско-азербайджанская рабочая группа, задачей которой станет укрепление двустороннего сотрудничества в энергетической сфере.

Как бы то ни было, на сегодняшний день ситуация с возможной продажей российского газа Азербайджану видится беспроигрышным вариантом для всех вовлеченных в процесс сторон. У Баку раз и навсегда перестанет болеть голова о том, чем заполнять свой Трансанатолийский газопровод, если мощностей «Шах-Дениза» не хватит для того, чтобы утолить растущие европейские аппетиты. При этом Азербайджан, опираясь на российские поставки, способен не только достаточно быстро выйти на весьма перспективный европейский рынок, но и надолго закрепиться на нем в качестве основного игрока. Москва в лице Азербайджана получает новый долгосрочный маршрут для поставок своего «голубого топлива», что весьма актуально для нее в условиях нынешней международной изоляции со стороны Запада.

Европейцы благополучно диверсифицируют свои поставки «голубого топлива», и они смогут просто-напросто забыть об угрозе замерзнуть холодной зимой. А их политики, конфликтующие по геополитическим поводам с Москвой, при этом еще и умудрятся сохранить лицо и, прежде всего, перед США. К тому же они могут с чистой совестью сказать своему электорату: смотрите, мы теперь обогреваем вас не «враждебным» российским, а дружественным азербайджанским газом. А уж какое именно топливо заправляет в свои трубы Баку – свое, добытое на «Шах-Денизе», или перекупленное «газпромовское» — это детали для узкого круга специалистов.

Словом, просматривается энергетическая комбинация, которая абсолютно выгодна всем. Вот только не надо впадать в эйфорию и ожидать, что она обязательно реализуется на практике. Не стоит забывать, что мы живем в мире, в котором зачастую оказывается гораздо проще и политически выгодней враждовать и ссориться, чем договариваться и создавать альянсы – даже взаимовыгодные.

Дмитрий Докучаев.

haqqin.az

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
WSJ: американский бизнесмен хочет купить подорванный «Северный поток — 2» (Видео)
Возможность купить «Северный поток-2» может появится в случае банкротства его оператора Nord Stream 2 AG.
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»