Снижение стоимости бензина вряд ли приведет к серьезному снижению розничных цен в перспективе
Челябинский филиал ООО «ЛУКОЙЛ — Уралнефтепродукт» объявил о снижении цен оптовой реализации на дизельное топливо и бензин Аи — 92. Дизельное топливо подешевело с 23 тыс. до 21 тыс. руб. за тонну (8,7%), бензин Аи — 92 — с 23 тыс. до 21 тыс. 600 руб. за тонну (7,1%).
Незначительно (с 23 тыс. 500 до 23 тыс. 300 руб.) снизилась и цена на бензин А — 80.
Как пояснил пресс-секретарь Челябинского филиала компании Вячеслав Болотников, такое решение принято в связи с изменением ценовой конъюнктуры на внутреннем рынке нефтепродуктов, расширением продаж фирменного топлива «ЭКТО». Он напомнил, что в течение августа 2008 года нефтеперерабатывающие предприятия группы «ЛУКОЙЛ», которые являются поставщиками топлива для ООО «ЛУКОЙЛ- Уралнефтепродукт», существенно снизили отпускные цены на автомобильный бензин, дизельное топливо и авиакеросин.
Как сообщает УралБизнесКонсалтинг, в «ЛУКОЙЛ — Уралнефтепродукт» прогнозируют, что такая ценовая конъюнктура в ближайшее время приведёт к снижению розничных цен на 30-40 коп. за литр автобензина и на 50 коп. за литр дизтоплива.
По мнению участников фондового рынка, причиной снижения цен стали претензии ФАС РФ к крупным нефтяным компаниям. В то же время аналитики сомневаются, что снижение стоимости бензина в крупнооптовом секторе приведет к серьезному снижению розничных цен в долгосрочной перспективе.
По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Станислава Августа, снижение оптовых цен на нефтепродукты ОАО «Лукойл» — результат политики давления, проводимой в жизнь антимонопольной службой.
Эксперт напоминает, что ситуация с высокими ценами на нефтепродукты, которая ухудшает темпы социально-экономического развития страны и ставит под угрозу работу промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также малого и среднего бизнеса (в годовом бюджете последних просто не были прописаны такие цены на топливо), привела в последнее время к нескольким акциям протеста. Так, в Тюмени и Екатеринбурге прошли акции, которые четко обозначили отношение населения и малого бизнеса к текущему ценовому уровню. «Учитывая близость региона к традиционно сильным месторождениям Западной Сибири, высокие цены на нефтепродукты вызывают справедливое возмущение», — отметил С. Август.
«По данным Росстата, с начала года цены на бензин выросли на 20,5%. Причиной роста цен на топливо называется высокая экспортная пошлина, в результате чего нефтекомпаниям приходится продавать топливо внутри страны. Чтобы уравнять экспортную цену и внутреннюю они повышают стоимость бензина.
«После принятых в результате мер по снижению оптовых цен, видимо, следует, но с небольшой задержкой и в меньшем объеме, ждать снижение цен на розничных рынках — у АЗС есть свой пул издержек, которые нужно компенсировать. В целом же, автозаправочные структуры подразделений ВИНК имеют большие возможности для ценового маневрирования», — заключил С. Август.
По мнению экспертов аналитического отдела ИК «Профинвестсервис», в ближайшее время, скорее всего, стоимость нефтепродуктов на российском рынке продолжит демонстрировать понижательную динамику.
Как отмечают в компании, снижение цен на нефтепродукты, в основном, связано со значительным снижением стоимости углеводородного сырья для отечественных производителей в сентябре по отношению к августу, по данным сайта www.eoil.ru, более чем на 3 000 руб./т». Давление на российский рынок нефтепродуктов продолжает оказывать и снижение мировых цен, как на сырую нефть, так и на нефтепродукты. Это делает экспорт для отечественных компаний непривлекательным, что в свою очередь ведет к увеличению предложения на внутреннем рынке, при том, что спрос в настоящее время не такой высокий. Кроме того, свою роль сыграли претензии ФАС по поводу завышения цен на авиакеросин и дизтопливо.
Однако, по мнению аналитиков ИК «Профинвестсервис», снижение в крупнооптовом секторе вряд ли приведет к серьезному снижению розничных цен в долгосрочной перспективе. «Причина заключается в установлении определенной нормы доходности к оптовым ценам и компенсации потерь при снижающихся ценах и дополнительные расходы при экспорте нефти за счет высокой маржи на внутреннем рынке нефтепродуктов: беспрецедентно высокая экспортная пошлина, рассчитанная в период пиковых цен на мировую нефть, заставляет отыгрываться на внутреннем рынке», — отмечают в аналитическом отделе компании.
«Безусловно, для компаний со своей сетью АЗС снижение цен в розничном секторе более вероятно, чем для остальных участников рынка. Речь идет о том, что, как правило, крупные сети заправок имеют нефтяные компании, которые занимаются разведкой и добычей нефти, производством и продажей нефтепродуктов. А значит и имеют меньше издержек за счет отсутствия посредников между производством и продажей. Другой вариант — сеть АЗС от производителей нефтепродуктов. Владельцы нефтеперерабатывающих предприятий довольно часто владеют и сетью заправок. Третий тип сетей — частные сети, состоящие из трех и более заправок. Сейчас число таких компаний растет. Но растет и конкуренция между ними. В любом случае, корректировка цен для таких компаний окажется менее чувствительна, чем для отдельных игроков», — заключили в ИК «Профинвестсервис».
Нефтепродукты на eOil.ru