СМИ: власти готовят нефтяникам льготы для наращивания производства
Власти готовят нефтяникам новые налоговые льготы на более чем 200 млрд рублей. Так планируется стимулировать наращивание объемов нефтепереработки. Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс подготовил Минфин, узнали «Известия». Речь о снижении налоговых выплат в 2031–2032 годах тем компаниям, которые с 2020-го по 2026-й инвестируют в объекты нефтепереработки более 50 млрд рублей. Также для получения господдержки компании должны будут обеспечивать отпуск бензина АИ-92 и дизеля по стоимости, не превышающей среднеоптовые на 10% и 20% соответственно.
Какие льготы существуют для нефтяников
Минфин по поручению председателя правительства Михаила Мишустина подготовил законопроект о внесении изменений в ст. 200 ч. 2 Налогового кодекса, согласно которым нефтяники смогут получить снижение налоговых выплат (инвестиционную надбавку к обратному акцизу на нефть) в период с 2031 по 2032 годы. Об этом говорится в письме статс-секретаря — замглавы Минфина Алексея Сазанова в Минэнерго, Минэкономразвития и ФНС от 4 сентября.
Льготы смогут получить те компании, которые в период с 2020 по 2026 годы инвестируют в объекты нефтепереработки более 50 млрд рублей. Ранее такой механизм поддержки уже был введен до 1 января 2031 года, поэтому новая мера продлит действующие льготы еще на два года. Также для получения господдержки компании должны будут обеспечивать отпуск бензина АИ-92 и дизеля по стоимости, не превышающей среднеоптовые на 10% и 20% соответственно.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что объем налоговых послаблений может составить 210 млрд рублей. Поправки разработаны в целях стабилизации условий работы нефтеперерабатывающей отрасли, в том числе по поставке на внутренний рынок моторных топлив, говорится в документе.
Поддержку в виде инвестнадбавки получают те предприятия, которые заключили с Минэнерго инвестсоглашения о вводе новых установок углубления нефтепереработки, ранее сообщали в ведомстве.
— Один из приоритетов государственной политики в области ТЭК — сдерживание цен внутреннего рынка на энергоносители, в том числе на моторные топлива. Наиболее эффективным инструментом является рост предложения топлив за счет увеличения объемов производства нефтепродуктов, направляемых на внутренний рынок, что требует реализации новых инвестиционных проектов. С учетом санкций на поставку оборудования, изменения макроэкономических показателей и ограничения доступа к мировым рынкам необходимо сохранять стимулы для продолжения и увеличения инвестиций по глубокой переработке нефтяного сырья, — заявил «Известиям» заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич.
Сегодня розничные цены на топливо фактически находятся в режиме ручного управления со стороны властей, искусственно сдерживаются на уровне не выше инфляции — по крайней мере, именно такая цель поставлена, отметил доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов.
— Чтобы сохранить экономическую целесообразность переработки для нефтяных компаний, необходима система государственного стимулирования, — добавил эксперт.
Как ранее писали «Известия», власти стараются не допускать подорожания бензина выше темпов инфляции в годовом выражении. Механизм реализуется посредством давления регуляторов, в первую очередь ФАС, на нефтяные компании.
Как устроена нефтепереработка в России
Отсутствие стимулов для глубокой переработки нефти в России создает кризисы и дефициты на топливном рынке, полагает заместитель председателя Наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.
— Указанная сумма не является огромной по меркам нефтяной отрасли, она скорее должна дать стимул к развитию определенных технологий. У нефтяных компаний есть различные льготы, включающие как снижение размеров налоговых выплат при добыче на определенных месторождениях, так и меры поддержки для модернизации предприятий. Однако основной объем бюджетных средств нефтяники получают благодаря демпферу, — отметил он.
Справка «Известий»
Механизм демпфера для нефтяников правительство ввело с начала 2019 года. Его разработка стала результатом реакции властей на резкий рост цен на моторные виды топлива в конце весны 2018-го. Он рассчитывается как разница между нетбэком (мировая цена минус расходы на транспортировку и вывозная пошлина) и условной ценой на бензин, устанавливаемой кабмином в начале каждого года, умноженная на специальный коэффициент. Когда мировые цены на бензин превышают условную, государство фактически субсидирует нефтеперерабатывающие заводы через предоставление налогового вычета. Российский бюджет в 2023 году выплатил нефтяным компаниям по топливному демпферу 1,6 трлн рублей, а в 2022-м — 2,2 трлн, сообщал Минфин.
Нефтепереработка — высокотехнологичная сфера, в которой Россия пока зависит от иностранных технологий и оборудования, отметил Валерий Андрианов.
Как писали «Известия», до введения антироссийских санкций значительная часть оборудования в нефтепереработке в России состояла из иностранной продукции, теперь же поставки иностранных запчастей осложнены либо невозможны.
— Стоит задача импортозамещения по всей номенклатуре — от крупногабаритного оборудования до присадок, — подчеркнул эксперт.
По его словам, в этом направлении уже есть успехи, но переход на российские технологии требует инвестиций в их разработку и внедрение. В целом, когда издержки на приобретение новых технологий растут, нужны экономические стимулы для модернизации, и меры, подобные предложенным Минфином, как раз могут сработать, отметил генеральный директор АНО «Институт доказательной экономики» Григорий Баженов.
Предлагаемые Минфином меры поддержки носят ограниченный характер и задачу обеспечения стабильности нефтепереработки в долгосрочной перспективе не решают, полагает Юрий Станкевич. По словам депутата, необходимо возобновить заключение соглашений предприятий с Минэнерго для получения «Кинв».
Российская нефтеперерабатывающая отрасль не нуждается в дотациях из бюджета, но господдержка в виде смягчения налоговой нагрузки просто необходима — и не только самым производителям, но и фактически покупателям, которые вынуждены нести бремя высоких цен на топливо, считает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
Мера, предложенная Минфином, будет недостаточной для масштабного переоснащения производства, но всё же она позволит решить ряд проблем для обеспечения стабильной работы НПЗ, полагает ответственный секретарь Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Дмитрий Полохин.
Прогноз биржевых цен на 25 сентября 2024