Схема покупки «Роснефтью» 100% акций ТНК-ВР
«Роснефть» готовится стать хозяином ТНК-ВР. Сначала будет выкуплена британская доля, потом доля строптивых российских акционеров.
План осуществления сделки стал известен в начале прошедшей недели. По словам главы «Роснефти» Игоря Сечина, ее общая сумма составит около $60 млрд. На первом этапе будет выкуплена 50-процентная доля британских акционеров. British Petroleum получит $17,1 млрд и 12,84% казначейских акций «Роснефти», а затем выкупит еще 600 млн акций госкомпании (5,66%) у «Роснефтегаза» за $4,8 млрд. Эти два мероприятия предполагается завершить в первом полугодии 2013 года. Таким образом, к лету следующего года BP может стать крупнейшим после государства акционером «Роснефти», нарастив свою долю в компании с имеющихся 1,25% до 19,75%. На втором этапе «Роснефти» предстоит выкупить половину ТНК-ВР у AAR. Как и доля ВР, этот пакет оценен в $28 млрд.
В сообщениях «Роснефти» и AAR отмечается, что стороны уже подписали меморандум о намерениях. По словам Игоря Сечина, сделка по приобретению всей компании ТНК-ВР может быть закрыта в течение полугода. Впрочем, это при условии наибольшего благоприятствования регуляторов и «напряженной работы». После поглощения ТНК-ВР «Роснефть» станет крупнейшей компанией в мире по объему добычи (около 4,2 млн баррелей в день) и запасам (около 23 млрд баррелей), а Игорь Сечин, которого еще недавно сочувственно провожали в отставку с поста вице-премьера правительства, возглавит новое национальное достояние России.
В результате все получилось так, как и было предначертано. ВР становится владельцем крупного пакета акций «Роснефти» и открывает себе доступ к российским месторождениям, включая шельфовые. «Роснефть» получает стратегического партнера из числа мировых нефтяных мейджоров, технологии и инвестиции. А «скандалисты» из ААR, поставившие свой частный интерес выше государственного, остаются за бортом большого нефтебизнеса, хотя и с деньгами.
То, что сделка выгодна и «Роснефти», и британцам, — бесспорно. ВР переживает очень непростой период в своей истории. После аварии в Мексиканском заливе ей пришлось потратить десятки миллиардов долларов на различные компенсационные выплаты и продать многие из своих активов. Для ВР альянс с «Роснефтью» — возможность и заработать, и получить доступ к новым проектам. «Вложения британцев в ТНК-ВР уже окупились, и они стремятся к развитию собственной добычи, — говорит независимый эксперт Дмитрий Лютягин. — Наиболее интересные месторождения находятся в России, значит, ВР необходимо налаживать здесь связи с той компанией, которая будет иметь к ним доступ, а это и есть «Роснефть».
Стоит отметить, что «Роснефти» и российским властям также нужна сделка с ВР. И дело здесь не только в британских технологиях и инвестициях. На «Роснефти» по-прежнему лежит каинова печать захвата ЮКОСа. Продавая крупный пакет своих акций такой компании, как ВР, «Роснефть» получает своего рода отпущение грехов, международное признание прав на бывшие юкосовские активы и фактически закрывает историю с разгромом бизнеса Михаила Ходорковского.
Прежде всего становится понятно, что все разговоры о приватизации и снижении государственного присутствия в экономике — сплошное лицемерие. За последние 10 лет государство последовательно «национализировало» нефтяные компании ЮКОС, «Сибнефть», а теперь ТНК-ВР и захватило контроль над совместными проектами на Сахалине, потеснив иностранных партнеров. И хотя в правительстве не устают говорить, что последующую приватизацию «Роснефти» никто не отменял, однако мало кто сомневается в том, что под приватизацией подразумевается продажа миноритарных пакетов при сохранении госконтроля (примером подобной «приватизации» стала недавняя продажа пакета акций Сбербанка). А значит, фактически огосударствление в нефтегазовом секторе продолжается. После поглощения ТНК-ВР из добываемых в России 511 млн тонн нефти в год на долю объединенной компании будет приходиться примерно 200 млн тонн.
Источник, знакомый со спецификой проведения тендеров на право разработки нефтегазовых месторождений в России, полностью согласен с тем, что все лакомые куски достаются госструктурам. «Поглощение госкомпанией частной компании в совокупности с отменой конкурсов и их заменой на аукционы лишь повысит коррупционную составляющую, — говорит эксперт. — При проведении конкурсов хотя бы требовалось технико-экономическое обоснование, претенденты должны были представить новые технологии освоения. Аукцион же выигрывает тот, у кого карман потолще и влияние побольше. Потом он плюет на то, что ему запишут в лицензионное соглашение». По мнению собеседника «Профиля», в стране сформированы условия, при которых невозможно создать нефтяной бизнес с нуля. «93% всех запасов закреплены за крупными вертикально интегрированными компаниями, о конкуренции здесь речь не идет», — отмечает он.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________