Shell провоцирует ресурсную гонку в Арктике
Через несколько месяцев Shell повторно начнет операции в Чукотском море. Единственным препятствием является разрешение американских регуляторов. Но активизация Shell может начать ресурсную гонку в Арктике.
В начале мая компания получила согласие администрации Обамы на разведку на 70 км от побережья Аляски. При этом раньше на протяжении большей части 2012 г. Shell присутствовала в Чукотском море и море Бофорта, но для компании эти операции принесли много проблем.
ПРОБЛЕМЫ SHELL В АРКТИКЕ
И 2012 г. стал роковым. В июле этого года компания временно потеряла контроль над бурильной установкой Noble Discoverer, которая почти села на мель. Разлив нефти также затянул бурение.
После завершения летнего сезона Shell вынуждена была прекратить операции, а 31 декабря корабль Kulluk все же сел на мель во время буксировки из вод Аляски. В результате в феврале 2013 г. компания объявила о приостановке своей буровой кампании на год.
В 2014 г. компания не смогла возобновить операции из-за падения прибыли. Сейчас экономические показатели не лучше: Shell потеряла $1,1 млрд в Северной и Южной Америке в I квартале 2015 г., но компания стремится двигаться дальше.
Нефтегазоносные месторождения Аляски в Арктике являются одними из самых богатых в мире. По оценкам там содержится около 28 млрд баррелей технически извлекаемой нефти и 3,45 млрд куб. м газа.
Для Shell, в частности, это означает, что Арктика будет крупнейшим источником нефти в мире в ближайшие 20 лет. По различным оценкам, безубыточная добыча в Чукотском море возможна уже при цене в $38 за баррель.
Прибыль в 39% — весьма хороший уровень, и Shell может заработать $1 млрд и более годовой прибыли за каждые 100 тыс. баррелей добытой нефти за сутки. При этом цены должны быть несильно выше, чем сегодня.
Кроме того, президент США Барак Обама имеет множество причин, для того чтобы вывести разведку в регионе на совершенно новый уровень. Для начала при развитии арктических ресурсов США может получить $145 млрд в виде заработной платы для американских рабочих, а также на $193 млрд увеличит доходы различных бюджетов в течение ближайших 50 лет.
Количество дополнительных рабочих мест, как ожидается, в среднем увеличится на 35 тыс.
На данном этапе снижение темпов добычи на Аляске угрожает Трансаляскинскому нефтепроводу, так как к 2040 г. объемы транспортировки могут сильно упасть. Учитывая это, лучше начинать разведку как можно раньше.
На арктическую программу было потрачено почти $6 млрд, а успехи компании были небольшими. 2015 г. может оказаться прорывным или же отбросить США на несколько лет назад. Еще до падения цен на нефть развитие арктических месторождений нефти было под угрозой. Statoil и ConocoPhillips сворачивали свои планы по бурению в Арктике, даже когда цены на нефть были в два раза выше, поскольку затраты были слишком высокими.
Битва за Арктику
Арктика богата углеводородами, но все знают, что борьба за эти ресурсы накаляется. Для США угроза связана не только со странами, традиционно присутствующими в Арктике.
В 2009-2013 гг. китайские компании, в основном China National Petroleum, Sinopec и CNOOC, были самыми активными покупателями международных нефтяных активов, некоторые сделки были связаны именно с развитием арктических ресурсов.
Так, например, китайские компании купили доли в канадской Nexen и российском проекте Ямал СПГ. В начале прошлого года CNOOC получила лицензию на разведку в исландской части Норвежского моря. Компания также планирует принять участие в торгах за лицензии в Баренцевом море в 2016 г.
Россия также остается очень активным игроком в Арктике, несмотря на западные санкции, в основном благодаря действию крупных нефтяных компаний.
Помимо действующих операций в Баренцевом море, проектов наподобие «Ямал СПГ», реализация которых идет по графику, растущих партнерских отношений с Китаем и Индией Россия активно развивает военное присутствие в регионе. По мнению экспертов НАТО, это сделает Россию наиболее оперативным арктическим государством.
Судя по всему, «Роснефть» остается самым активным игроком в Арктике сейчас, и это будет подстегивать другие крупные компании. При этом «Газпромнефть» планирует увеличить добычу на арктическом шельфе в два раза в 2015 г. А на месторождении «Приразломное» уже добыто более 2,9 млн тонн нефти, и большая часть этой нефти поставляется в Европу.
Россия также увеличивает свой флот атомных и дизельных ледоколов, который уже сейчас является ведущим.
Европейские страны в качестве конкурентов в Арктике США, видимо, вообще не рассматривают. С другой стороны, отдельное внимание уделяется странам, которые вообще не граничат с регионом. Индия и Вьетнам, например, также стремятся к присутствию в Арктике, хотя пока не могут похвастаться впечатляющими проектами.
Основное противостояние в этом регионе связанно именно с позицией США и России, и побороться есть за что. По оценкам Геологической службы США, неразведанные традиционные запасы нефти и газа в регионе составляют приблизительно 90 млрд баррелей нефти, 1,669 трлн куб. футов природного газа и 44 млрд баррелей газоконденсатов.
Данные запасы составляют около 30% от общего объема неразведанных запасов природного газа, 13% от общего объема неразведанных запасов нефти и 20% от мировых запасов газоконденсатов.
В целом в Арктике может находиться около 22% неразведанных мировых запасов углеводородов.
В 2015-2017 гг. председателем Арктического совета (куда входят страны, чья территория находится внутри Северного полярного круга, а также ряд государств-наблюдателей) являются США, и это, учитывая амбициозные планы Shell, может быть важным фактором для мировой арктической гонки в течение следующих нескольких лет.
Дело в том, что ухудшение ситуации в мировой экономике и падение цен на нефть немного снизили напряженность в Арктике, так как многие компании приостановили или даже свернули свои планы, но возобновление операций Shell может вновь начать эту ресурсную гонку.