Севморпуть накачивают газом. Третий СПГ-проект НОВАТЭКа заработает в 2024 году
НОВАТЭК планирует запустить в конце 2024 года первую линию своего третьего СПГ-проекта, следует из данных компании. Как отмечал глава и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон, это может быть сравнительно небольшой проект на 4,8 млн тонн СПГ в год на базе российского оборудования. Относительно скромная стоимость линий сжижения на отечественном оборудовании и возможность построить их быстро позволяет НОВАТЭКу планировать эту программу параллельно со своим вторым проектом «Арктик СПГ».
НОВАТЭК планирует в 2024 году довести объем своих грузов, перевозимых по Севморпути, до 46,5 млн тонн в год, говорится в презентации компании, которая была представлена ее главой Леонидом Михельсоном на совещании под руководством вице-премьера Дмитрия Козака в Сабетте 25 января (см. “Ъ” от 28 января). Согласно указу президента, в 2024 году грузопоток по Севморпути должен увеличиться до 80 млн тонн. В 2018 году он составил 18 млн тонн, в 2017 году — 10,7 млн тонн.
Из презентации НОВАТЭКа следует, что в 2024 году компания планирует запустить первую очередь своего третьего крупного проекта по сжижению газа. Сейчас первый СПГ-завод «Ямал СПГ» работает с превышением проектной мощности на 6–7% и может дать 17,5 млн тонн грузопотока в год с первых трех линий. На проекте строится и четвертая линия по российской технологии на 0,9 млн тонн в год. Второй завод НОВАТЭКа «Арктик СПГ» планируется запустить на полную мощность в 19,8 млн тонн в год в конце 2024 года. Оба проекта также будут отгружать газовый конденсат — аналитики J. P. Morgan ожидают в 2024 году около 1 млн тонн конденсата с «Ямал СПГ» и около 1,2 млн тонн с «Арктик СПГ». Таким образом, остается 6,1 млн тонн, и в этой цифре нужно еще учесть строительные грузы для проектов.
В НОВАТЭКе уточнили “Ъ”, что «грузопоток в 46,5 млн тонн по Севморпути складывается из нашего оценочного прогноза на конец 2024-го — начало 2025 годов, который включает объемы поставок продукции с «Ямал СПГ», «Арктик СПГ 2», в том числе конденсата, с новых проектов НОВАТЭКа и строительные грузы».
Леонид Михельсон говорил на прошлой неделе в Давосе, что компания собирается в 2020–2021 годах принять инвестрешение о начале третьего СПГ-проекта. Это позволяет ему запуститься в 2024 году — для сравнения, между инвестрешением по «Арктик СПГ» в середине 2019 года и запуском первой линии в конце 2022 года тоже должно пройти три года. По словам господина Михельсона, третий проект может быть необычным — он будет состоять из двух-трех линий сжижения мощностью всего по 1,5–1,6 млн тонн, построенных, как и четвертая линия «Ямал СПГ», на основе собственной технологии НОВАТЭКа «арктический каскад» на базе российского основного оборудования.
Это маленькие по мощности линии, если сравнивать с линиями в 6,6 млн тонн на «Арктик СПГ» или 7,5 млн тонн, которые применяются на новых СПГ-проектах в США. Мощность линии сдерживается отсутствием российской газовой турбины большой мощности — сейчас в РФ производятся турбины до 32 МВт, и именно на ней может быть построена линия на 1,6 млн тонн. Леонид Михельсон отмечал, что с турбиной 100 МВт мощность линии может возрасти до 4,8 млн тонн.
Хотя линии небольшой мощности менее эффективны, они гораздо дешевле в строительстве как за счет значительно более низкой стоимости российского оборудования по сравнению с зарубежным, так и потому, что технология «арктический каскад» проще — предварительное охлаждение газа происходит за счет естественных низких температур в Арктике. По оценке НОВАТЭКа, удельные капзатраты по четвертой линии «Ямал СПГ» составили $500 на тонну против $1100 по «большим» линиям проекта.
Кроме того, по словам собеседников “Ъ”, линия на 1,6 млн тонн занимает мало места, и три вполне могут поместиться на одной платформе с гравитационным основанием, подобной платформам для «Арктик СПГ».
Ресурсной базой для третьего СПГ-проекта могут стать либо Верхнетиутейское и Западно-Сеяхинское месторождения на Ямале, либо Штормовое месторождение на Гыдане. В первом случае газ по газопроводу будет приведен в Сабетту, во втором — к терминалу «Утренний» у побережья Гыдана, где планируется установить платформы с линиями сжижения для «Арктик СПГ». Нельзя также исключать, что НОВАТЭК установит эти небольшие российские линии как дополнение к проекту «Арктик СПГ», поскольку запасы Утреннего месторождения по итогам геологоразведки в 2018 году были увеличены.
Прогноз ценовых колебаний с 28 января по 1 февраля 2019