Северный морской путь: какие возможности дает российский Суэц
В специальном материале для «Нефть и Капитал» Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) анализирует перспективы Северного морского пути с точки зрения энергетики.
Прямо в эти дни по Северному морскому пути курсируют два грузовых тяжеловесных судна, выполняющие миссию по перевозке модулей СПГ для проекта НОВАТЭКа «Арктический СПГ-2». Оба принадлежат норвежской компании GPO Heavylift, и их задача — провести разведку боем и выяснить жизнеспособность нового маршрута.
«GPO Grace» вышла из порта Нинбо-Чжоушань в Китае 26 августа и должна прибыть в Мурманск 16 сентября. Второе судно «GPO Amethyst» двигается в обратном направлении, с запада на восток. Их встреча должна состояться в Восточно-Сибирском море. Два большегрузных судна, следующих по маршруту, должны продемонстрировать, что Северный морской путь является жизнеспособным вариантом для транспортировки нефти, газа и для других типов грузов.
Представители норвежской компании преисполнены надежд и заявляют, что взволнованы тем, насколько гладко все пройдет.
В связи с тем, что Северный морской путь перестал замерзать, по некоторой информации, он будет доступен для навигации даже до середины ноября. Это существенная экономия времени.
Это до 20–25 дней меньше, чем плыть через Суэцкий канал или через мыс Доброй Надежды.
Российские испытания нового маршрута состоялись месяцами ранее. В январе 2021 года российский газовоз ледового класса Christophe de Margerie совершил первый в истории рейс по СМП от Карского моря до Китая туда и обратно, доказав возможность круглогодичной навигации.
Неожиданная конкуренция
В Арктике повышается не только температура. Политическая напряженность тоже накаляется. По мере того, как государства стремятся контролировать арктические морские пути и значительные природные ресурсы, увеличиваются геополитические трения.
Когда Ever Given заблокировал Суэцкий канал в начале этого года, это произошло как нельзя кстати. Россия мгновенно воспользовалась этим, громко заявив о своей северной альтернативе.
Россия вложила значительные средства в развитие Северного морского пути. Согласно данным AFP, к 2024 году в развитие пути будет вложено около 274 млрд рублей (примерно $3,7 млрд). Это только государственные средства. В общей сложности в СМП будет вложено 735 миллиардов рублей ($10 трлн).
Теперь круглогодичное судоходство делает Китай более доступным. Благодаря новому пути СПГ из северо-западной Сибири становится более конкурентоспособным по цене по сравнению с грузами из Катара, Австралии и Индонезии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Помимо расширения Северного морского пути, Россия надеется получить доступ к ресурсам арктического региона, в частности нефти и газу, по мере уменьшения ледяного покрова.
Развитие Арктики является для России стратегическим приоритетом, о чем неоднократно говорил Владимир Путин. Заместитель премьер-министра России Александр Новак заявил, что в регионе находятся 15 млрд тонн нефти и 100 трлн кубометров газа. «Этого хватит на десятки, если не сотни лет», — отметил Новак.
Для достижения этой стратегической цели Россия планирует использовать новые атомные ледокольные суда. В ближайшие пять лет Росатом хочет построить 4 атомных судна. Строительство каждого из них стоит более $400 млн и может занять до семи лет. Корабли спроектированы таким образом, чтобы противостоять экстремальным погодным условиям, их высота составляет 52 метра, а длина 173 метра. Суда способны преодолевать лед толщиной до 2,8 метра. Ни одна другая страна не будет иметь сопоставимого с Россией флота, поскольку США и Китай в основном используют дизель-электрические ледоколы.
Негодование «зеленых»
Амбиции России по освоению Арктики вызвали возмущение среди «зеленых». Москва собирается воспользоваться таянием льдов и планирует добывать ископаемое топливо — для «зеленых» это слишком цинично.
Арктика уже сегодня сильно страдает от изменения климата. «Гринпис» уже заявил, что «история с российскими атомными ледоколами и подводными лодками» должна вызывать тревогу. Между прочим, Росатом также подтвердил, что «существуют риски при реализации проектов в такой хрупкой экосистеме».
Однако сами норвежцы из GPO Heavylift отмечают, что использование нового пути приведет к меньшему потреблению топлива, а соответственно, к сокращению выбросов. Дело в том, что нефть, сожженная во время циркуляции такого количества огромных грузовых судов по всему миру, является основным источником выбросов углерода, вызывающих глобальное потепление.
В 2019 году на международное судоходство пришлось около 2,5% мировых выбросов CO2. И более краткий путь поспособствует борьбе с климатическими изменениями.
Одним из бенефициаров Северного морского пути может стать Владивосток с его торговым портом, который может стать крупным перевалочным узлом. DP World (Dubai Port World), один из крупнейших мировых портовых операторов, уже согласился совместно с FESCO, крупнейшим российским оператором интермодальных перевозок, изучить технико-экономические условия строительства нового контейнерного причала во Владивостоке. Ожидается, что новый причал поможет превратить порт в крупный перевалочный узел, соединяющий потоки грузов из стран Восточной Азии в Северо-Западную Европу по Северному морскому пути.
В июле стало известно, что DP World и Росатом вместе изучат вопросы устойчивого развития Северного транзитного коридора в Арктике. Дубайская компания утверждает, что «открытие альтернативного Суэцкому маршрута между Востоком и Западом повысит устойчивость мировой торговли».
Согласно AFP, Россия планирует увеличить грузооборот к 2024 году с 33 млн тонн грузов до 80 млн тонн. К 2035 году он увеличится в четыре раза, до 160 млн тонн. Напомним, что через Суэцкий канал ежегодно проходит 1 млрд тонн грузов.
Очевидно, в ближайшие годы полноценно заменить Суэц у России вряд ли получится. Тем не менее появление нового более быстрого пути между Европой и Азией несомненно отразится на мировом энергетическом рынке. И Россия в этой новой реальности будет одним из главных игроков.
Прогноз биржевых цен на 22 сентября 2021